«Сайт традиционалистов Башкортостана»: некоторые итоги идеологической борьбы
31.01.2010 6 802 49 root

«Сайт традиционалистов Башкортостана»: некоторые итоги идеологической борьбы

Идеология и Политика
В закладки



В ноябре 2008 г. в нашей республике начал свою работу «Сайт традиционалистов Башкортостана – РБ21 век». Редакция сайта обратилась к одному из авторов и разработчиков информационно-аналитического Интернет-проекта А.Хайбуллину, с просьбой ответить на ряд вопросов связанных с общим направлением и  деятельностью данного ресурса.

 

«РБ - ХХI век»: Расскажите, пожалуйста, историю создания сайта. Какие цели и задачи преследовал этот проект?

 

Мы начинали как небольшая интеллектуальная группа состоящая, главным образом, из представителей новой башкирской интеллигенции. Первоначально наши встречи происходили в формате закрытых научных семинаров в БашГУ, куда мы приглашали интересных и творчески мыслящих людей – специалистов в своих областях. Темы, которые поднимались на семинарах, были очень широкого спектра – от узко исторических вопросов, проблем в сфере религии, общественного сознания, федерализма, современного положения России, башкирского народа, до проблем связанных с изучением сложившейся политической системой РБ и региональной идеологии. В итоге мы пришли к неутешительным выводам  - распад советской системы в конце ХХ века носил цивилизационный характер, в результате которого главные показатели состояния башкирского народа (культуры, общества, этнические и демографические процессы), несмотря на полученный суверенитет, значительно ухудшились по сравнению с советским периодом. Произошло снижение статусно-ролевого положения народа в условиях сложившейся в России постсоветской системы.

Башкирское общество в ходе перехода в либеральной модели развития получило глубинный удар по основаниям своей культуры. Значительно количество людей оказалось выдавленным в маргинальные ниши. Процессы потери языковой и этнической идентичности не только не исчезли, а скорее набрали обороты.

Однако новый исторический вызов не был даже осознан башкирской интеллигенцией. Вышедшая на арену общественной жизни в ходе антисоветской революции («перестройки»), башкирская интеллигенция активно впитала либеральные мифы, при этом незначительно видоизменив свое «истматовское» мировоззрение. Именно по этой причине она не может сегодня выполнить свою главную историческую функцию – адекватно сформулировать и защитить интересы широких слоев башкирского народа. В то же время права, полученные республикой в ходе суверенизации, позволили решить ряд проблем культурного плана, актуализировали национальное самосознание. Новая форма государственности позволила смягчить последствия монетаристских реформ 90-х годов и создать определенную защиту против радикальной либерализации.

Как и любое сложное историческое событие, распад советской цивилизации имел не только негативные, но и позитивные последствия. Например, отказ от атеизма как официальной идеологии, которая уже в условиях советской действительности стала выглядеть как анахронизм и общественная легитимация традиционных религий (Ислама и Православия). Однако эти положительные моменты несоизмеримы с ударами, которые были нанесены по цивилизационной матрице народов России, пришедшими к власти в 90-е годы политическими силами.

Исходя из этого, нами было принято решение начать работу по противодействию либеральной идеологии,  налаживанию связи с организациями и объединениями традиционалистского толка, как в центре, так и в республике. Переформулировать цели и задачи башкирского национального движения. Одновременно поддержать на данном этапе сложившийся в республике политический режим, поскольку, исследовав его основные характеристики, мы пришли к выводу, что при всех недостатках, по своей сути это крестьянский, традиционалистский режим. В связи с этим нужно было в короткие сроки решить сугубо практические и нетерпящие отлагательства проблемы.

 

«РБ - ХХI век»: Не могли бы Вы подробнее рассказать об этой работе? Подвести итог главным результатам?

 

Мы начали с того, что постарались максимально расширить интеллектуальную группу, в ее состав на равноправной основе вошли интеллектуалы разных национальностей и политических убеждений.

Далее, исследовав основные механизмы региональной политической системы, его идеологии, рычагов влияния на сознание широких слоев населения РБ, мы пришли к выводу о необходимости срочной модернизации региональной идеологии и системы в целом. Созданная в 90-е годы усилиями «суверенитетской» вузовской интеллигенции, региональная идеология была основана на матрице либерального мировоззрения. Вживленная в механизм власти, она внешне кажется работающей, поскольку формально подкреплена огромным количеством текстов научного характера. Блоки националистической и антисоветской мифологии в ней причудливо переплетены с мифологией либерализма. И это притом, что сами их носители – типичные представители советской традиционной интеллигенции, а сама республика - институализированная форма «традиционного общества».

Несмотря на кажущуюся устойчивость, основные положения региональной идеологии, с одной стороны, с каждым годом становились все менее адекватными, с другой, позволяли местной маргинальной оппозиции без особого труда наносить удары по ее легитимности. Чем она (оппозиция) до последнего времени безнаказанно пользовалась.

Кроме того, особенностью режима можно считать неосознанное желание сакрализовать сферу публичной (официальной) политики, то есть пойти по пути советской идеократии. Отсюда автоматически порождался скрытый общественный запрос на информацию альтернативного характера.

Ситуация усугублялась тем, что к 2000 году региональное общество окончательно потеряло свою однородность. Параллельно начался процесс форсированной информатизации населения и как следствие - виртуализации политических практик.

Решить поставленные проблемы оказалось крайне тяжело, даже на уровне моделирования ситуации, консультаций и экспериментальных проектов, направленных на «починку» общественного сознания. Все-таки одно дело - находиться в положении вечной оппозиции к власти, критиковать ее действия по всякому поводу. Другое дело – сделать усилия по оптимизации громоздкого механизма управления. Одновременно провести работу в недосягаемой для власти сфере - общественного сознания.

Сразу отмечу, что сделать многого не удалась и по объективным причинам. Дело в том, что постсоветские моноцентрические режимы появились в результате распада большой государственной системы, они потенциально не могут порождать внутри себя инновационные импульсы, современный уровень их состояния (особенно таких республик как Республика Башкортостан, Татарстан, Республика Беларусь) есть окончательный предел. Наивысшая планка. И это реальность, с которой необходимо считаться. Другими словами, перед нами локализованные системы с большим количеством уже заданных ошибок. Получается, что можно действовать лишь в узких рамках, то есть провести, скажем, инструменталистскую модернизацию в пределах одного субъекта, оптимизировать кадровую и информационную политику, но радикальным образом изменить систему нельзя. Но эта тема другого разговора…

В тоже время усилия, предпринятые нами в другом направлении, определенные результаты все же принесли.

Относительно за очень короткий период: с конца 2008 г. по настоящее время, нами были произведены действия по укреплению позиций власти на информационном поле. В целях укрепления легитимности режима в короткие сроки мы, я считаю, сумели мягко трансформировать главные мифы региональной идеологии. Упор был сделан, прежде всего, на демонтаж либеральных и антисоветских мифологем вживленных в массовое сознание в 90-е годы. Нам удалось убедить власть не мешать нам в работе, которою мы делали для ее же устойчивости. Параллельно велась методичная профилактика наглым попыткам маргинальной оппозиции манипулировать общественным сознанием. Постепенно идеологическое влияние на общественное сознание таких сайтов как «Уфагуб» и «Ревинформ», да и оппозиции в целом, удалось существенно уменьшить.

Ситуация резко усложнилось с того момента, когда команда Р.Хабирова начала массированную атаку на республиканскую власть используя федеральные СМИ, а затем и свой Интернет-ресурс «Башполит». Обстановка вновь стала примерно такой же как и период выборов президента РБ 2003 г. Не имея четко выработанной системы информационной безопасности, режим, в подобных ситуациях, резко теряет свою устойчивость, делает лихорадочные и бесполезные телодвижения. Игнорирует рекомендации, которые мы уже порядочное время публично повторяем. Вот «свежий» пример.

Начали широкую кампанию против запроса депутата Госдумы А.Назарова по поводу обвинений в адрес А.-З.Валиди. Казалось бы, кто такой депутат Назаров? Кто его знает? Подал запрос и ладно. Нет, надо было поднять всю общественность против него, бесплатно распиарить эту сомнительную личность на всю республику. Получилось то, чего он, по сути, и добивался. Ведь изначально было ясно, что его запрос не имеет ни юридической, ни политической перспективы, то есть, рассчитан на привлечение общественного внимания. Отозвать Назарова тоже нельзя. Какой смысл поднимать шум? В итоге вновь наступили на те же грабли. Хотя мы не раз писали, после истории с Р.Хабировым, что крайне нежелательно фиксировать общественное сознание на ситуациях подобного рода, поскольку эффект чаще всего бывает обратный.

Тем не менее, определенные образцы информационной защиты в тот период мы создали. Основные постулаты идеологии оппозиции также, считаю, были поставлены нами под большое сомнение. Они воспринимаются уже не так однозначно, как раньше. Дело в том, что основные тезисы оппозиции смонтированы небольшой группой местных ученых, которые являются сторонниками идей либерализма и, одновременно, татарского национализма («интеллектуальная оппозиция»). Именно их усилиями были созданы в свое время оппозиционные мифы с опорой на рациональность. Их также идеологически подпитывала Казань, а именно интеллигентские круги, зараженные мессианскими идеями татарского шовинизма. Поэтому работа нами велась по демонтажу, прежде всего, этих мифов и, одновременно, с целью сбить референтную зависимость, которую создавала интеллектуальная оппозиция, по сути, на все научное сообщество РБ.

В гуманитарной науке те, кто занимается проблемами современности, всегда на острие общественного внимания. Они оказывают порой решающее влияние на умонастроения интеллигенции. Незаметно, но существенно влияют на политическую ситуацию. С этой задачей мы также, считаю, в целом справились. Кроме того, с целью сделать образ политсистемы РБ более устойчивым и менее сакрализаванным, мы сняли негативные коннотации со слов «авторитаризм», «режим», «регионализм» и т.д. Уже мало кто помнит, что буквально два года употре эти слова считалось в республике чуть ли не синонимом оппозиционности. В научных статьях многие местные ученые тряслись со страху, печатая слово «режим», а уж слово «авторитаризм» вообще говорили только шепотом. Этой ситуацией и пользовалась оппозиция, которую идеологически вдохновляли некоторые западные исследователи – не то агенты своих спецслужб, не то бывшие советологи со времен «холодной» войны.

К примеру, немецкий политолог Й.Гревинхольт в своей брошюре «Республика Башкортостан: через государственный суверенитет к авторитарному режиму» дописался до того, что обвинил «рахимовский режим» в создании системы, «в которой отсутствует как горизонтальная, так и вертикальная ответственность». Подобные группы действовали, пользуясь ситуацией, то есть закрытостью региональной патерналистской системы, как шайка манипуляторов. Это сегодня, в том числе и нашими усилиями, общественность республики знает, что авторитаризм существует во всех субъектах федерации, а не является особенностью РБ. Что сам Путин создал авторитарную вертикаль управления. Что слова «режим» и «политсистема» - нормальные термины из политологии. Что в традиционных обществах нет альтернативы авторитаризму и общиной демократии. Что демократию западного типа можно построить, лишь пройдя через процесс длительного разрушения традиционной культуры в рамках либерального гражданского общества.

Другими словами, эти утверждения приняли очевидный характер (то есть стали региональными «категориями очевидности»). Но до этого они таковыми не были. В результате республиканская власть стала более устойчивой, перестала быть беззащитным объектом манипуляции. Была также проведена дефрагментация виртуального Интернет-пространства РБ, в результате которой оппозиционные потоки информации были канализированы в различные русла. Оказалось, достаточно раскрыть «поры» политсистемы, чтобы материалы оппозиции потеряли свою актуальность. Сегодня можно помещать в региональных Интернет порталах любой негативный материал – на положение действующей власти это уже практически не влияет. Я уверен, данную «косметическую» операцию надо было сделать еще раньше. Так давно уже поступил правящий режим РФ и сегодня никакая критика, как справа, так и слева не может подорвать его легитимности.

Идеократию советского типа может позволить себе власть, которая многое сделала для благосостояния своего народа, обладающая четко разработанной идеологией и специально «выращенной» интеллигенцией. Постсоветские режимы еще долго не смогут позволить себе этой «роскоши».

Мы также рекомендовали создать новые каналы обратной связи между «обществом» и «властью», чтобы повысить чувствительность системы к сложным динамическим колебаниям происходящих в социальной и политической сферах. Сделали определенную работу в этом направлении.

В целом, я думаю, ситуация для нас и для режима разрешилась благополучно, поскольку если бы в результате неосторожных действий власти мы оказались бы в рядах оппозиции (как например, А.Дильмухаметов), события могли пойти совершено в другом направлении…

Параллельно наша группа вела работу по сборке интеллектуальных и общественных групп РБ традиционалистского толка. Нами была поставлена задача в максимально короткие сроки создать новую идеологию, которая бы, с одной стороны, смогла собрать все антилиберальные силы республики, с другой, обеспечить адекватные действия башкирского национального движения. Создать идеологию, чтобы та же разрозненная башкирская интеллигенция говорила на одном «языке».

 

«РБ - ХХI век»: Не могли бы Вы подробнее остановиться на этом вопросе, объяснить смысл поставленной цели?

 

Термин «идеология» в широком смысле можно трактовать и как синоним понятию «мировоззрение». Исходя из этого, нужно было создать дискурс («язык») который бы соответствовал мировоззренческой матрице башкирского народа, опирался на его культурное ядро, то есть совокупности представлений о добре и зле, учитывал глубинные архетипы исторической памяти, соответствовал бы менталитету народа и формам коллективного поведения.

Если попытаться абстрагироваться от привычных форм постижения реальности, то можно взглянуть на мир человеческого существования как на сферу функционирования множества «языков» (дискурсов). Идеология в этом случае лишь одна из форм мировоззрения народа. Но идеология подвержена изменениям, она может меняться и разрушаться на различных этапах исторического развития. Мировоззрение - понятие более широкое и более устойчивое, для того чтобы оно изменилось нужно разрушить культурное ядро общества, которое включает в себя, повторюсь, совокупность представлений о мире и человеке, о добре и зле, множество символов и образов, традиций и предрассудков, знаний и опыта. Пока это ядро стабильно, в обществе имеется «устойчивая коллективная воля». Вопросы, связанные с этой проблематикой, были разработаны известным идеологом итальянского коммунистического движения А. Грамши.

Но в западной политологической науке он известен, прежде всего, как ученый, который занимался, в том числе проблемами массового сознания, теорией культурной гегемонии, вопросами взаимодействия государства и гражданского общества. Поскольку он был, в первую очередь, реалист и революционер практик, им были сделаны большие наработки по подрыву легитимности и захвату власти.

Грамши создал новую теорию государства и революции - для городского общества, в отличие от ленинской теории, созданной для условий крестьянской России. Ключевой раздел труда Грамши - учение о культурной гегемонии. Это - часть общей теории революции как слома государства. По Грамши, и установление, и подрыв гегемонии - процесс «молекулярный». Он протекает не как столкновение классовых сил (Грамши отрицал такие механистические аналогии, которые привлекает исторический материализм), а как невидимое изменение мнений и настроений в сознании людей. Грамши подчеркивает, что «гегемония, будучи этико-политической, не может также не быть экономической». Но он уходит от «экономического детерминизма» истмата, который делает упор на базисе, на отношениях собственности. Исходя из тезисов его учения, мы и попытались создать идеологию с опорой на мировоззренческое ядро башкирского народа.

Поскольку по всем характеристикам башкирское общество сегодня является аграрным, сельским, иными словами, обществом традиционного холистского типа, то и идеологией наиболее соответствующей его социокультурной матрице на данном историческом этапе может и должна быть идеология традиционализма.

 

«РБ - ХХI век»: Поясните, пожалуйста, что значит создать новый «язык»?

 

«Язык», который мы постарались собрать для башкирского общества, призван выполнить одновременно две функции. Во-первых, он позволяет делать чисто научную работу, то есть описывать социокультурные, этнические, демографические и политические  процессы, протекающие в современном обществе. Он основан на матрице традиционного мировоззрения. Для представителя традиционного общества он  «расставляет все по местам» в социальном пространстве, объясняя человеку мир вообще и его место в нем. Не многие знают, что язык (том числе и идеологический) несет на себе огромное количество незаметных, на первый взгляд, функциональных нагрузок. В широком смысле этот дискурс в РФ создал видный ученый и политолог С.Г.Кара-Мурза, мы лишь адаптировали его с учетом национальной специфики. Это было очень непросто, поскольку создание «языка» не научная, а, скорее, литературная работа. Именно поэтому, наверное, писатели легко могут переходить от одного «языка» к другому, например, с литературного на научный. Так Ф.М.Достоевский оказал большое влияние на философскую мысль России XIXвека, а О. Мандельштам, развивая идеи Бергсона, оставил глубокие социологические, по сути, заметки о культуре своего времени. Писатель, в отличие от ученого, может видеть любой «язык» как бы изнутри, может представить мир как совокупность различных дискурсов.

Во-вторых, этот «язык» призван соединить верхние этажи башкирского общества с нижними. Именно поэтому мы его сделали максимально открытым и доступным, чтобы башкирская интеллигенция, различная по уровню и качеству образования, могла при желании воспользоваться им. В связи с этим он нарочито прост, хотя мы всегда ведем речь о достаточно сложных явлениях и процессах современной жизни. В тоже время  нас, бывает, критикуют за трудность изложения и якобы непонятность. Однако еще раз повторю - наш «язык» максимально прост, но мы не можем и не хотим опускать планку до откровенного примитива.

В отличие от уфагубовских манипуляторов, которые вместо сложного анализа подсовывают населению удобные формулировки (вроде таких как «во всем виноваты башкиры»), мы всегда помним совет А.Грамши. А именно его тезис о необходимости «вести непрерывную работу для того, чтобы идейно возвысить все более широкие слои народа, то есть, чтобы придать четкий облик аморфному элементу массы». Делать трудоемкую и непростую работу «по созданию интеллектуальной элиты нового типа, вырастающей непосредственно из народа».

Для того, чтобы «язык» стал новой «мировоззренческой» матрицей нам пришлось создать большое количество текстов различного характера. Вдоль и поперек изучить, прежде всего, современное башкирское общество, особенности традиционного мышления. Освоить поле социологической науки. Дать альтернативную трактовку социокультурным, историческим и политическим процессам связных с национальной тематикой. Провести работу по укреплению и новой легитимации региональных символов (Салавата Юлаева, А.-З.Валиди, Т.Касимова и др.).

Мы перенесли центр общественного сознания с этноса на общество. Поскольку «народ» понятие достаточно размытое. В этносе может быть несколько «народов» (субэтносов). Вообще, нужно сказать, что вопросы, связанные с этничностью, характерны для «языка» 90-х годов, это порождает серьезное искажение. Акцент же, сделанный на «башкирское общество» позволяет учитывать интересы и установки различных его сегментов. Фиксировать сложные социокультурные и структурные изменения.

В ходе нашей деятельности были также налажены связи с известными представителями российской интеллектуальной элиты – С.Г.Кара-Мурзой, Б.Кагарлицким, Г.Г.Малинецким и др.

Большое внимание было уделено исследованию региональной политсистемы Республики Башкортостан. Мы постарались понять сущность и механизм работы действующего режима, выявить влияние «традиционного общества» на власть и установки массового сознания. Полученные выводы, скажу откровенно, ошеломили нас. О многих вещах мы просто не пишем.

Замечу лишь, что представители ученого сообщества, интеллигенции, оппозиции, да и сами чиновники имеют крайне искаженное представление о сущности власти и особенностях нашего общества и нашей цивилизации в целом. Видят только вершину огромного айсберга, между тем, это значительное количество людей, причем, из верхних этажей общества, многие из которых наделены полномочиями «управлять» нами, претендуют на роль духовных отцов нации. Такое положение трудно назвать нормальным.

Таким образом, мы «собрали» достаточно герметичный дискурс, постарались не повторять ошибок суверенитетской идеологии, убрали узкоэтнические установки последней. Сделали его приемлемым для широкого пользования. Мы посеяли «зерна», которые, наверное, еще не скоро прорастут.

Однако главным итогом проделанной работы можно уже с уверенностью считать изменение вектора общественно-политической мысли Республики Башкортостан на данном этапе. После нас, ни один серьезный исследователь, занимающийся проблемами политического и исторического развития региона этого времени, не сможет обойтись, не изучив «тексты традиционалистов». Считаю, повлиять на региональное общественного сознания мы все-таки смогли, хотя сейчас это не очень заметно, поскольку процесс проникновения новых идей в интеллигенцию всегда идет очень медленно, это трудно фиксируемый, «молекулярный» процесс. Ряд наших тезисов в трансформированном виде впитались и в дискурс власти.

Есть в этом процессе и своя особенность. Патерналистское башкирское традиционное общество, ждет, чтобы кто-то, мы, например, взяли на себя и организующую роль, то есть занялись бы созданием новой организации или партии, но мы не можем взвалить на себя еще и эту функцию. Мы не политики, а интеллектуальная группа. Работа по консолидации и защиты народа в условиях новых исторических вызовов должна стать целью всей башкирской интеллигенции, а не четырех-пяти человек. Если же интеллигенция не хочет исполнить эту историческую роль, в таком случае грош ей цена. Ситуация в этом вопросе крайне тяжелая, складывается ощущение, что определенная часть башкирской элиты живет так, как будто разрушения СССР вообще не произошло, в благодушной атмосфере 70-х годов. Возможно, что это психологическая реакция на революционные изменения 90-х годов, своеобразная форма социального эскапизма. Другого объяснения этому явлению подобрать сложно.

 

«РБ - ХХI век»: Как Вы оцениваете работу действующего в РБ режима? Какого его настоящее положение?

 

Существующий в РБ режим, при всех недостатках, характерных для традиционалистских политсистем, достаточно устойчив. Он медленно реагирует на внешние и даже внутренние вызовы, это громоздкий аппарат власти, доставшийся от советской системы, но, тем не менее, свои функции он неплохо выполняет. Заслуга М.Г.Рахимова в том, что он в 90-е годы, не стремился, в отличие от кремлевских управленцев, радикально реформировать аппарат власти. Не стал с уверенностью варвара, копаться в сложном механизме управления (суть которого плохо понимал и пользовался которым скорее, интуитивно). Наоборот, он эту систему сохранил и даже укрепил, пусть даже ценой создания жесткого авторитаризма.

Модернизация власти носила ярко выраженный консервативный характер, на этот процесс доминирующее влияние оказал социокультурный ландшафт регионального общества, то есть влияние «традиционного общества», и, в первую очередь, башкирского. Сегодня многие не хотят понять, что государственный аппарат -  это ведь тоже ценность, без которого общество не может нормально существовать.

В республике появились определенные силы, которые сегодня пытаются разжечь у населения антиэтатистские настроения. Не понимая, что пилят сук, на котором сидит, по сути, все российское общество. Близоруко отождествлять режим с идеологией. Лично я не могу понять людей, которые под видом борьбы с либеральным режимом РФ ведут работу по подрыву легитимности систем МВД, ФСБ, Прокуратуры и т.д. Зачем все валить в одну кучу? Антилиберальным силам нужно бороться с идеологией либерализма, подрывать основные постулаты «мировоззрения» ее носителей, вести молекулярную, позиционную войну. Правоохранительные силы это лишь инструмент, который в ходе борьбы оказался в руках правящего в России режима. Кроме того, российское общество уже пережило революцию в 90-х годах и вышло из мобилизационного состояния, то есть психологически еще долго время не будет готовым для исторического творчества.

Возвращаясь к республиканской власти, хотелось бы отметить, что уже достаточно долгое время действия режима связаны с деятельностью главы правительства Р.С.Сарбаева. Он начал работать в условиях массированного информационного давления со стороны различных политических сил, и одновременно финансового экономического кризиса. Можно к нему по-разному относиться, однако, на мой взгляд, свою жизнеспособность в роли политика он все же доказал. Власть, под его руководством, разрушительных  и неадекватных действий за это время не совершила. Однако некоторые решения вызвали определенную озабоченность.

К примеру, грубой ошибкой стало слияние Комитета по делам молодежи с отделом спорта и туризма. Комитет молодежи выполнял сугубо идеологические функции аналогичные функциям аппарата ВЛКСМ в советский период. Он был частью башкирской управленческой элиты, выполнял работу по подготовке и омоложению кадров. Соединить Комитет молодежи с отделом спорта и тем более ставить во главе его бывшего тренера из БГУ – труднообъяснимый поступок власти.  И это притом что идеологическая составляющая - наиболее слабое и незащищенное место правящего режима.

Если взглянуть на проблему шире – реформировать аппарат управления региональной власти в последующем все равно придется, поскольку ситуация в сфере экономики и общества будет только усложнятся по объективным причинам. Это в 90-е годы можно было поставить чиновника из субрегионального уровня во главе, к примеру, промышленного производства и обеспечить нужный уровень работы. Сегодня сделать это значительно трудней – нужно уже готовить и обучать новых управленцев. Наверное, имеет смысл создать отдел по проблемам модернизации систем управления и информационной безопасности. Во всяком случае, внимательно следить за ситуацией в этой сфере.

 

«РБ - ХХI век»: Не могли бы Вы подробнее раскрыть смысл «консервативной модернизации» в контексте современного развития Республики Башкортостан?

 

Современные исследователи выделяют исторически сложившихся два возможных вариантов модернизации государственных и общественных институтов. К первой относится либерально-модернистская модернизация, через которую прошли страны западной Европы («классический капитализм»). Вот ее характерные черты. В результате распада феодального (сословного) общества в Европе из разорившихся крестьян образовался новый экономический тип, который стал главным «мотором» модернизационных перемен по капиталистическому пути. Так на Западе сложилось гражданское общество с рыночной экономикой и правовое либеральное государство. Либерализм как идеология – это совокупность идей, отстаивающих принципы, формально провозглашенные во Франции в 1889г. в Декларации прав человека, но созданное многими поколения социальных мыслителей в странах раннего капитализма – Голландии, Англии, Франции, Швейцарии. Это, прежде всего, идеи политического плюрализма, гражданских прав и свобод, парламентской демократии и разделения властей, минимального вмешательства государства в экономику и публичную жизнь. Система, где общественную легитимность получают, к примеру, сексуальные меньшинства и различные контркультуры. Логика либерализма – это логика сложной социальной системы с очень развитой и разнообразной внутренней средой, а потому и высокой способностью к самоорганизации. Это совокупность сложных интегративных механизмов действующих по принципу обратной связи.

 Другой вариант модернизации («консервативный»), является опытом стран традиционной цивилизации. Это – дореволюционная Россия, СССР, современный Китай, Япония, исламские фундаменталистские государства, все древние государства, средневековая Европа; из постсоветских систем – Беларусь, Республика Башкортостан, Татарстан и др. Это общество традиционного, аграрного, сельского типа. Оно характеризуется тем, что носители ее ценностей - люди крестьянского локального мира - переносят свой опыт и образ хозяйствования на большое общество (например, с районного уровня на региональный). Страны либеральной модернизации - это страны постиндустриального, городского, современного типа.

Традиционная и либеральная цивилизации – основные типологические единицы человеческой истории. Иначе говоря «традиционализм» - это не синоним слова «консерватизм», а определение типа культуры. Традиционное общество - это не только локальный деревенский мир, таковым могут быть регионы и государства (например, Китай или СССР).

Анализ постсоветского развития Республики Башкортостан показывает, что она пошла по пути так называемой инструменталисткоймодернизации. Когда традиционное общество переносит на свою почву технические нововведения, выработанные Западной цивилизацией с целью модернизировать свое общество. Последнее позволяет не только сохранить прежние исторически сложившие социальные институты и методы хозяйствования, но и воссоздавать «старый» человеческий тип – традиционного человека в массовом количестве.

Ряд исследователей отмечают, что при сломе традиционного общества (например, распад в 1991 г. советского государства) возникают авторитарные режимы двух типов. Первый тип стремится с помощью авторитарных методов подавить сопротивление традиционного общества и начать модернизацию по либеральному образцу (авторитаризм В.Путина). Второй тип стремится сохранить традицию и модернизировать «старый» проект хозяйствования (например, авторитаризм М.Шаймиева). Другими словами постсоветское развитие регионов характеризуется двумя видами модернизации. Республика Башкортостан также произвела у себя неосознанно (то есть без соответствующего теоретического обоснования) модернизацию второго типа, то есть «консервативную модернизацию».

 

«РБ - ХХI век»: В 2011 г. заканчивается срок Президента М.Г.Рахимова, актуализируется проблема сохранения преемственности власти? Не могли Вы дать свой прогноз тому, как будут развиваться события?

 

Давать прогноз политическим событиям - крайне неблагодарное дело. Тем не менее, говоря о нашей ситуации, я бы выделил следующие моменты. Безболезненный переход власти, который фактически уже произошел в Республике Татарстан, позволяет надеяться, что по такой же схеме будет осуществлена преемственность режима и в Республике Башкортостан. Технократы-управленцы, то есть федеральная власть, скорее всего, прекрасно понимают, что демонтировать авторитарные режимы национальных республик, - дело, сопряженное с большими рисками различного характера.

При ликвидации этих «буферных» режимов будет нарушена хрупкая система баланса интересов многих этнических, экономических, политических и иных региональных групп. Растущее количество противников правящего режима РФ может резко увеличиться за счет представителей «титульного» этноса республик, последние в свою очередь обладают значительным потенциалом традиционализма. Нужно все-таки всегда иметь в виду, что, к примеру, у башкирского общества, плуг модернизации в ХХ веке затронул лишь верхние слои почвы и привел к незначительным структурным изменениям этносоциальных ролей внутри него. Это народ уровень традиционализма которого намного выше, чем у того же татарского этноса.

В отличие от башкир, значительная часть татарского народа еще к началу ХХ века совершила переход к городской, диаспорной цивилизации, что, в свою очередь, автоматически изменило структуру традиционного татарского общества, привело к появлению широкой прослойки национальной интеллигенции. Внутри татарского этноса существует как бы два «народа». Один «народ» - это аграрная, почвенная часть (символической фигурой которого является сейчас М.Шаймиев), другой – сложный социокультурный субъект, возникший в результате резкого модернизационного перехода. Эта часть, является больше интеллигентской по составу и постоянно (на разных этапах истории) транслирует евроцентристские, шовинистические и либеральные мифологемы, замешанные на татарском национализме. Отсюда и такие модернистские явления как «джадидизм» и «кадимизм» в начале прошлого века, а теперь и «евроислам». «Либеральная» часть народа не только хорошо интегрирована в общероссийскую элиту, но и создает сильнейшую референтную зависимость внутри всего татарского общества. Не дает появиться традиционалистской интеллигенции у почвенного большинства (вряд ли она у них вообще сможет оформиться).

При этом в социокультурном плане республики Татарстан и Башкорстан институализированные формы «традиционного общества» своих народов. Именно по этой причине, к примеру, представителей башкирской и татарской эстрады можно различить только по языку исполнения, в остальном - сходство практически стопроцентное.

Именно благодаря работе этой части татарской интеллигенции удалось, я думаю, договорится с центром по вопросу сохранения «режима Шаймиева».

У башкирской этнополитической элиты такой интеллигенции интегрированной в российскую элиту вообще, по сути, нет. Она исторически и не могла появиться, поскольку башкирское общество всегда имело высокий уровень защиты своего локального мира. Подверглось очень слабой, поверхностной модернизации. В этом его сила и в тоже время уязвимость. Именно, кстати, по этой причине оказалось возможным появление современной традиционалистской башкирской интеллигенции, так как носителей либерального мировоззрения среди башкир крайне мало (наверное поэтому мы их пока без особых усилий  идеологически подавили).

Таким образом, ситуация далеко не идентичная по сравнению с Татарстаном. Более того, она серьезно усложняется и тем, что не определенна четко фигура преемника, да и выбирать особенно не из кого. Если вопрос решится на уровне кулуарной договоренности между М.Г.Рахимовым и федеральной властью, переход произойдет без больших политических потрясений. Если же события пойдут в другом направлении, необходимы будут резкие действия в момент бифуркации, «удары»,  которые смогут повлиять на ситуацию. И тут очень многое будет зависеть от Башкирского национального движения, и, в первую очередь, от башкирской интеллигенции.

 

«РБ - ХХI век»: Не могли бы Вы подробнее остановиться на этом вопросе? Если вообще потенциал у современного башнацдвижения?

 

Потенциал у него высокий, поскольку существует, к сожалению, реальный исторический вызов. Это уже не «игры патриотов» советской интеллигенции времен «перестройки». Я уже достаточно много написал об этом и скажу еще раз – «старая» имитационная форма башкирского национального движения, окончательно умерла. Нелепо за нее цепляться. Идеология суверенитета потеряла свою привлекательность для различных сегментов башкирского общества и, в первую очередь, для молодежи. Она не может собрать и мобилизовать общество. Еще через несколько лет она будет выглядеть абсолютно неадекватной, как рудимент, доставшийся от времен «перестройки».

Новой идеологией может и должен стать традиционализм. Он наиболее адекватен народной «почве» и стремится преодолеть слабости советской идеологии. Он рассчитан на «сборку» всех антилиберальных сил независимо от национального происхождения и религиозных убеждений. Чтобы эта идеология получила массовое распространение, необходимы усилия всей гуманитарной башкирской интеллигенции, которая, создавая нужные тексты и риторику, выступит главным мобилизатором народа. Необходимо срочно провести синхронизацию идеологии и процессов, происходящих в региональном сообществе. Идеология суверенитета этот разрыв только увеличивает.

Почему именно башкирская интеллигенция может и должна сыграть решающую роль, в случае если события примут непредвиденный оборот? Поскольку в результате сложных политических, социокультурных и этнических процессов протекавших в 90-е годы, государственность республики стала тождественна башкирскому обществу. Это означает, что при демонтаже существующего политического режима будет сломан каркас государственности, который сегодня скрепляет башкирское общество. Существует реальная возможность последующей социальной энтропии. Развитие с 1991 года рыночных отношений в стране, либерализация российского общества, несмотря на суверенитет, уже вытолкнуло большое количество башкир в маргинальные ниши, и данный процесс лишь нарастает. Это в советское время руководитель республики мог быть не башкир – на состояние башкирского общества такое положение существенно не влияло. Теперь ситуация принципиально иная.

Показателен и тот факт, что из всех проживающих в РБ народов, наиболее мобильны и самоорганизаваны именно башкирские общественные организации. Это косвенно подтверждается и тем, что оппозиционные региональные сайты начиная от «Уфагуба», «Ревинформа» и заканчивая «Башполитом» пытаются провокационно воздействовать именно на башкирское общество, поскольку знают, что других политических движений обладающих реальной силой в регионе, по сути, нет.

Еще раз повторюсь, здесь все зависит от башкирской интеллигенции – от того, сможет ли она доказать свою субъектность или нет. Мы свою работу, как смогли, сделали.

Сегодня различные части башкирской интеллигенции уже пытаются выступить как носители различных проектов по проблемам дальнейшего развития народа. Началась «борьба» идеологий. Наиболее слабые проекты пытаются  компенсировать это за счет агрессивности. Но лично я считаю это нормальным процессом. Политика есть политика. Пусть в башкирском национальном движении будут и А.Дильмухаметов, и СБМ, и «Кук буре» и коммунисты, и традиционалисты, и другие. Все равно в итоге лишь концепции, органически соответствующие потребностям сложного исторического периода и интересам нашего народа, в конечном счете, возьмут верх. У нас народ образованный, и поэтому, я думаю, он сумеет сам разобраться в адекватности  различных идеологий, хотя бы сличая различные тексты. Намного важнее, чтобы все разнородные части башкирского движения смогли согласованно и четко выступить в момент острого политического кризиса. Попытались хотя бы повлиять на ситуацию.

Напоследок хотелось бы сказать еще об одном. В этом году намечено проведение третьего Всемирного курултая башкир. За последние 20 лет в жизни башкирского народа произошли коренные изменения. Наряду с формальными достижениями, переход к либеральной модели развития страны, слом патерналистской советской системы, привел к негативным последствиям, которые башкирская интеллигенция не попыталась даже осмыслить. За эти годы угрожающе снизилось статусно-ролевое положение народа. Изменение привычных форм жизни привело к маргинализации  деревни, к массовому распространению  пьянства (в том числе и среди тюркских женщин), к высокому уровню смертности и распространению девиантных форм поведения. Никто не обратил серьезного внимания на то, что за последние 20 лет башкирский этнос (основная его часть) стали «народом бедных». Либерализация общества также основательно размыла и башкирскую национальную культуру, ударила по духовным основаниям народа. Кто-нибудь попытался трезво оценить ситуацию и задуматься о том, сколько башкир умерло в результате перехода к «рынку»? Какую цену мы в итоге заплатили?

Если все эти вопросы не будут подняты на предстоящем Курултае башкир, если он в очередной раз превратится в юбилейный съезд Советов брежневской эпохи, то это в прямом смысле будет «пиром во время чумы».

Комментарии (49)
Добавить комментарий
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Батырхан
#1 Батырхан Гости 31 января 2010 22:25
Внимательно прочел интерью. Ничего не скажешь - глубокий анализ ситуации. Со многим согласен на 100%. Пора от пустой болтовни перехоить к действиям. Промедление смерти подобно... Молодцы, ребята!
Давлет
#2 Давлет Гости 31 января 2010 22:45
Согласен. Интересный материал. Только когда эти ребята столкнуться с бабаежками из исполкома курултая, сразуже желание пропадет вообще иметь с ними дело. Какие актуальные вопросы?! Они уже давно живут в своем мирке, который ничем не прошибить. Конечно, те кто делает эти статьи - молодцы. Нужно поднимать такие вопросы. Но этого очень мало.
Наша деревня сегодня в глубоком упадке. Можно долго кричать что все у нас хорошо, но от фактов не уйдешь. Правильно сказанно: мы не заметили как стали нацией бедных. Кто виноват спрашивается? Говорят рыба гниет с головы, начнешь всех огульно хаять -ничего не исправишь. А за конкретное дело могут и по шапке дать. Это и не страшно, только лишней возни будет много. Короче пока башкиры не поднимуться так и будут сидеть на нашей шее чинуши и маргиналы. Русские и татары давно уже махнули рукой и на Башкирию и на Россию. Все зависит от нас короче говоря.
Ирек
#3 Ирек Гости 31 января 2010 23:26
Русские и татары давно уже махнули рукой и на Башкирию и на Россию.

Давлет, татары всё же не сабантуйный народ, да к тому же татар в Башкортостане даже поболее башкир будет. Если даже Вы имеете в виду настоящий Башкурдистан времен Заки Валиди, то и тогда татарам не барыбэр дела родственного народа.
Все зависит от нас короче говоря.

Это слова не мальчика, но мужа. Однако ведь в одиночку оно и труднее всё.

PS. Обещал, но не сдержал своё слово, не участвовать в здешнем проекте, вновь запостился. Эх, эта несабантуйность.
Pav1usha
#4 Pav1usha Гости 1 февраля 2010 09:19
...эх, жаль комменты не влезают...придется дробить...Сайт традиционалистов Башкортостана - звучит на шапке данного ресурса. Так давайте в конце концов определимся под "фундаментом" данного традиционализма. Что мы ищем? что обсуждаем? проблемы башкирского народа - в анализе или народа Башкортостана в синтезе?
1. Пора бы вывести официальную идеологию сайта, движения если хотите...с понятием ТРАДИЦИОНАЛИЗМ применимым к нашим обсуждениям. Т. - это исторически сформированное мировоззрение, которое в качестве наиболее подходящей модели управления обществом видит выраженную в традиции практическую мудрость. Так вот, эта наша практическая мудрость, выраженная в переплетении национальных культур их качественном взаимодействии, и позволяла нам с вами выживать на гребнях волн политических событий, не стучать касками по рельсам, более менее сносно получить какое-то образование в лихие 90-е. По статье же в целом - традиционалисты - представители башкирской части населения РБ. никак не русской, татарской и др... Позвольте господа, но я тоже традиционалист! Я тоже за практическое применение сложившихся положительных традиций.Но ведь я русский.и "...Переформулировать цели и задачи башкирского национального движения..." для меня не является жизненно важным, как и для многих других представителей моей национальности. Зато разрешение спорных вопросов - путем конструктивного диалога, взаимных компромиссов - другое дело! и нам есть о чем говорить, что решать...2"Новой идеологией может и должен стать традиционализм. Он наиболее адекватен народной «почве» и стремится преодолеть слабости советской идеологии. Он рассчитан на «сборку» всех антилиберальных сил независимо от национального происхождения и религиозных убеждений. Чтобы эта идеология получила массовое распространение, необходимы усилия всей гуманитарной башкирской интеллигенции, которая, создавая нужные тексты и риторику, выступит главным мобилизатором народа"...остальным уготована роль пассивных наблюдателей?
kuwaiti
#5 kuwaiti Гости 1 февраля 2010 11:27
Цитата: Pav1usha
По статье же в целом - традиционалисты - представители башкирской части населения РБ. никак не русской, татарской и др... Позвольте господа, но я тоже традиционалист! Я тоже за практическое применение сложившихся положительных традиций.Но ведь я русский.и "...Переформулировать цели и задачи башкирского национального движения..." для меня не является жизненно важным, как и для многих других представителей моей национальности. Зато разрешение спорных вопросов - путем конструктивного диалога, взаимных компромиссов - другое дело! и нам есть о чем говорить, что решать..

Традиционализм - бывает разный. Есть левый, правый, советский, национальный, религиозный. Если выступаете за возрождение духовных традиционных ценностей русского народа, то нам с вами по пути. В том то и задача традиционалистов возрождая наши традиции находить компромисы и создавать новый дискурс, в рамках которого будет существовать наше много составное общество.
Б.А.
#6 Б.А. Гости 1 февраля 2010 11:48
мы как представители башкирского традиционализма должны позиционировать, интересы, прежде всего, своего народа. в тоже время двигаться в русле общего напраления традиционной цивилизации.я не вижу здесь противоречия. сегодня реальность такова, что в республике с данной инициативой вышли именно башкирские традиционалисты, а не русские или татары. так уж сложилось...о башкирском нацдвижении речь идет в рамках общего дела. kuwaiti прав - "Если выступаете за возрождение духовных традиционных ценностей русского народа, то нам с вами по пути".
Pav1usha
#7 Pav1usha Гости 1 февраля 2010 14:09
3. "...Еще раз повторюсь, здесь все зависит от башкирской интеллигенции – от того, сможет ли она доказать свою субъектность или нет. Мы свою работу, как смогли, сделали..." - Нет, я считаю конструктивный диалог только начинается? и именно в рамках взаимодействия традиций народов РБ, что не может не радовать ...4. "...Это в советское время руководитель республики мог быть не башкир – на состояние башкирского общества такое положение существенно не влияло. Теперь ситуация принципиально иная..." - Согласен, и даже более иная, чем в 90-е - в условиях только что законодательного оформленного суверенитета национальной республике был необходим символ - национальный руководитель. Повезло, что руководитель оказался в целом не далек от реалий населения РБ. И что более весомо на сегодня - справедливое отражение его взглядов в данном вопросе! в интервью http://www.mk.ru/politics/interview/2009/06/04/293874-dissident-respubliki-bashk
ortostan.html есть много реальных вещей! признаться и не ждали такого в условиях "традиционной российской однопартийности". реальный взгляд на вещи — — То есть президент Башкирии обязательно должен быть башкиром? — Башкиром, может, и не обязательно должен быть. Но башкирский язык должен знать. Вы же видели, как я со всеми — башкирами, татарами, русскими — разговаривал на их родном языке. Ну невозможно это — без знания языка руководить многонациональной республикой! Кстати, в царской России губернатор имел 15% надбавки к жалованью за знание местного языка... Так вот господа и вся соль! В родном Стерлитамакском районе сталкивался с языковым барьером с бабушками-татарками, с украинцами немолодыми, в Аургазинском - с чувашским опять же возрастным населением. а, к примеру мои друзья, по национальности башкиры, татары, были даже киргизы - с которыми вместе учились, зачастую говорили на русском лучше самих русских, выросших в городе и писали грамотнее. ...жаль что ограничение на размер коментов..

не закончил...
Ядыгар
#8 Ядыгар Гости 1 февраля 2010 17:58
Театр одного актера. разговоры с самим собой до добра не доведут. Так и до шизофрении не далеко, Павлуша-Карагай-Бердин-Гирей.
Pav1usha
#9 Pav1usha Гости 1 февраля 2010 22:24
Продолжение... СМ.1,2,3,. Проблемы власти - как "говорить" с населением. Следовательно. Знание языков русского башкирского и татарского с чувашским стоит применить к руководству! Им общаться с населением, с его чаяниями и проблемами! Так пусть власть "умеет" говорить на языках своего народа! Хотя бы на языках его больших частей - русском, башкирском, татарском.. Если не это, то - почему, если мы многонациональный край не ввести, к примеру, Совет национальностей, именно национальностей, как избираемый институт власти, национальные представители которого отвечают за интересы именно определенной этнической части населения РБ? - это же традиционная модель для нашего общества. хотя в он Союзе и был не представителем интересов этнической части, а территориального образования! - так давайте учтем этот исторический опыт! Следовательно, и споры о важности или неважности - кому как удобно изучения языков РБ просто не будут иметь смысла - это задачи власти. А население - башкиры изучают родной язык, украинцы - родной, мордва - родной (кстати язык умирает стремительно), чуваши родной. Русский язык - как язык взаимодействия народов РФ и РБ - изучается на необходимом уровне. Русский язык среди нерусских народов - осваивается специально адаптированными для национальных школ учебниками (замечательная вещь действительно). Следовательно, соблюдаются интересы всех! этнических составляющих народов РБ, и достигается взаимное развитие, с сохранением культурных ценностей, исторической общности, толерантности и национальных языков. Итог - Руководителем РБ должен быть блестящий управленец, опытный хозяйственник, вне зависимости от национальной принадлежности... Может ли президентом РФ быть татарин башкир чуваш мордвин, вообщем не русский? Обязательно, и даже нужен! Критерии те же - способность к диалогу и переменам...вот где стоит начать поиски традиционализма, притом готового уже к применению на практике...но возможно ли это, независимо от национальности в стране олигархов? Утопия....а жаль...
P/S Ядыгар вот Вы отожгли.! Может и Вы тоже одно из лиц этого актера?Признаться катаюсь wink Я несколько другое - г. Стерлитамак, кафедра Истории Отечества и МПИ. А Бердин - он ж вроде уфимский...как никак 140 км разницы))))
Гирей
#10 Гирей Гости 1 февраля 2010 23:33
Цитата: Pav1usha
По статье же в целом - традиционалисты - представители башкирской части населения РБ.
Знаете, интервью отражает точку зрения именно т. Хайбуллина. Мне кажется, в нем звучит горечь. Безусловно, традиционализм - не узконациональное явление. Сайт - именно сайт традиционалистов. То, что среди инициаторов сайта костяк составили башкиры по национальности, - ну сложилось так. Но оказалось, что это - отнюдь не случайность. Можно ск-ко угодно смеяться над грехами и наивностями баш.движений, но факт - что в РБ башкиры остаются самыми активными. Здесь - то же самое. По численности в числе сторнников Интернет-проекта, башкиры - в меньшинстве. Но тянут все в основном три-четыре человека, и придумали проект они - да, они башкиры. Конечно, вклад внес и т.Романов, и ребята из Народного Собора. Делятся материалами Р.Вахитов и И.Гилязов, С.Кара Мурза и Б.Кагарлицкий, Г.Малинецкий и М.Щеглов. Но это уже - другое, это не люди самого проекта, хотя моральную поддержку выразили практически все перечисленные - кто осторожную, кто безоговорочную. Взгляните на группу поддержки РБ21 ВКонтакте - с первых дней около 30 набралось. Дальше - наша вина, мы не стали развивать ВКонтакте, ибо и на этот то сайт времени нет - он же самодеятельный, это от рабочего времени отрывать приходится, чаще - с работы. Если бы мы пригласили башкир - получилось бы много больше - но мы наоборот, сначала просили их активно не участвовать. Быстро выяснилось, что русские в основном по социальным сетям, им региональные проекты интересны только как потребителю. А кому интересны - не пишут статьи: либо молоды, либо навыка нет, либо раскачать непросто. У нас тоже журналистов и писателей нет, и это по мат-лам видно - но у нас и выхода не было - кто-то должен, считаем, делать то, что сделали мы. Вот замечали нам, что мало материалов про татар, про русских. Я могу написать про татар. Но предпочитаю, чтобы это сделал умный татарин. Почему - те, кто в теме, догадаются. Обещали двое. Ждем-с. Про русских - то же, пусть русские РБ сами чаще пишут, и не только научники. Ведь сами виноваты, что отдали свое имя на откуп Инет-"помойкам" и шизофреникам. Вот Романов писал, Вахитов, Демичев, Глинский. Хорошо, но мало, давайте еще. На упомянутых круглых столах мы собирали тех, кого больше никто не может собрать. На свой страх и риск - создали площадку для диалога. Претензии нам предъявлять легко - то не так, это не этак. Так пользуйтесь ею, присылайте материалы. Либо продолждайте по кухням ныть, господа, что в РБ нет свободы слова, лишь официоз и провокационные помойки. Но не жалуйтесь тогда, что кругом одни башкиры. smile
ФСБ
#11 ФСБ Гости 2 февраля 2010 00:25
Цитата: Pav1usha
Может ли президентом РФ быть татарин башкир чуваш мордвин, вообщем не русский? Обязательно, и даже нужен!


Щаз-з...
Ядыгар
#12 Ядыгар Гости 2 февраля 2010 00:59
#9 написал Pav1usha Когда: Вчера, 22:24


Да, померещилось, извиняюсь.
Кстати, Ваш пост поддерживаю полностью. Пусть будет представлена каждая национальность во власти пропорционально численности. Я бы еще добавил-полномочия президента надо было бы разбить между представителями трех общин. Или обеспечить сменяемость, чтобы каждый из представитель из трех национальностей был президентом в течении срока.
Если не это, то - почему, если мы многонациональный край не ввести, к примеру, Совет национальностей, именно национальностей, как избираемый институт власти, национальные представители которого отвечают за интересы именно определенной этнической части населения РБ? - это же традиционная модель для нашего общества. хотя в он Союзе и был не представителем интересов этнической части, а территориального образования! - так давайте учтем этот исторический опыт!


И по поводу изучения каждой национальностью своего языка, а не чужого также поддерживаю полностью.
Гирей
#13 Гирей Гости 2 февраля 2010 01:10
Следует различать традиционализм, в т.ч. со спецификой Башкортостана - это одно, это - перспективное течение, оно широкое, не узконациональное. Данный сайт - это уже другое. И башкирских традиционалистов - группу внутри него, которая инициатором и явилась. Да, Б.А. здесь - не Бердин Азат, просто инициалы, видимо, совпали wink . Товарищи, выбирайте себе ники, чтобы люди не путались, ладно?
Цитата: Ядыгар
Театр одного актера. разговоры с самим собой до добра не доведут. Так и до шизофрении не далеко
Спасибо, что поделились опытом, Ядыгар-Сулейман-Татар-Тюрк. Да, по Вашим постам проглядывает. Но здесь не актуально. Меня здесь вчера не было.

Цитата: Ядыгар
И по поводу изучения каждой национальностью своего языка, а не чужого также поддерживаю полностью.
Особенно в Татарстане, а то там уже 6 часов в неделю, русские очень скучают.


Татарского 6 часов, конечно. Русского - 5. В результате - самые низкие показатели по ЕГЭ в РФ. Думаю, лучше поэтапно, учитывая опыт РБ - сначала снизить нормативы до норм РБ. Потом посмотреть. А у нас нужна просто модернизация пограмм регионального компонента. Но сам компонент - нужен.

Цитата: Ядыгар
Или обеспечить сменяемость, чтобы каждый из представитель из трех национальностей был президентом в течении срока.
Не допустим Минниханова! wink Обеспечим сменяемость! lol
Pav1usha
#14 Pav1usha Гости 2 февраля 2010 08:36
Гирей.
1. "Следует различать традиционализм, в т.ч. со спецификой Башкортостана - это одно, это - перспективное течение, оно широкое, не узконациональное. Данный сайт - это уже другое..." ...- а если другое то что же это другое?
2. "Особенно в Татарстане, а то там уже 6 часов в неделю, русские очень скучают"... - Татарстан как пример для РБ не показателен. В свое время вы мне сказали, что и в РБ проблем хватает - учел, - посему и оглядываться на РТ нам никак не катит. - по принципу - у соседей хуже - не традиционализм, а консерватизм
3 "Не допустим Минниханова! Обеспечим сменяемость!" - да и нас тоже самое ждет в РБ...

ФСБ "Щаз-з..." - и Вам того же, уважаемый smile

Ядыгар "Или обеспечить сменяемость, чтобы каждый из представитель из трех национальностей был президентом в течении срока." - Совет национальностей более перспективен, нежели сменяемый президент о национальному признаку. Речь идет именно о коренном отходе от национальных предпочтений при выборах и именно на посту руководителя региона.
Корсак
#15 Корсак Гости 2 февраля 2010 08:42
Статья - боян. Надоевший перебор косвенных аргументов без их серьёзного анализа. Дайте людям, товарищи традиционалисты, железобетонный фундамент для своей идеологии. Основу, на чем можно строить социальные, межнациональные, экономические отношения внутри страны. Большее, из того что предложено, просто несерьёзно.
Я даже не буду поднимать экономические моменты, они просто провальны. Невозможно поднять экономику пользуясь политикой основанной на традиционализме. Где в ней место для свободной конкуренции, основного двигателя экономики? Вы первым делом отгородитесь таможенными ставками. Кончится все это тем, что будете производить еще 100 лет "шаху" и "зубило". И с остальным та же история. Может захотите вступить в ВТО с низкой пошлиной оборота продукции? Тогда надо принимать условия процесса глобализации, что противоречит самой природе традиционалистов. Всё закончится для вас старой историей. Моноцентризм и авторитаризм, как основная суть традиционализма, достигнут апогея, Госплан будет распределять кульки с гвоздями поадресно, водка будет национализированной и дешевой, окорочка Лисовского будете получать по праздникам в наборах, портки с калошами строго по талонам один раз в пять лет. Зато все дружно будем строить трансполярную магистраль и внимательно следить за очередной стыковкой наших героических космонавтов.
Коротко о межнацотношениях, коммент иначе не пролезет.
Тут проводилась в комментах Pav1usha ссылка на интервью Рахимова. Чес слово, смешно читать в заповеднике авторитаризма Рахимова претензии к централ власти о чрезмерном централизме и о недостатке федерализма. Центр вспоминает о нуждах национал меньшинств лишь тогда, когда ослабевает под напором внешних сил. Логика подсказывает, компромисс возможен в условиях паритета сил регионов и центра. А какой может быть паритет при авторитаризме, как основе традиционализма? Никакого. Сильный центр, слабые регионы - вот это и есть смысл моноцентризма, как еще одной основы традиционализма.
В заключении. Многообразию национальных традиционализмов не быть в стране. Должен быть один или один вненациональный традиционализм, как это было в СССР, где, с большой натяжкой, можно было таким назвать - интернационализм.
Гирей
#16 Гирей Гости 2 февраля 2010 11:16
Цитата: Корсак
Где в ней место для свободной конкуренции, основного двигателя экономики?
Где Вы в РФ видите этот основной двигатель.
Цитата: Корсак
ожет захотите вступить в ВТО с низкой пошлиной оборота продукции?
Нам не нужна ВТО на не наших условиях.
Цитата: Корсак
Моноцентризм и авторитаризм, как основная суть традиционализма, достигнут апогея, Госплан будет распределять кульки с гвоздями поадресно, водка будет национализированной и дешевой, окорочка Лисовского будете получать по праздникам в наборах, портки с калошами строго по талонам один раз в пять лет.
И это аргументы. Это огоньковских штампов набор, причем дурдомных, а не аргумент. Вы раз в пять лет носили калоши? wink Ведь простудится можно.
Цитата: Корсак
Должен быть один или один вненациональный традиционализм, как это было в СССР, где, с большой натяжкой, можно было таким назвать - интернационализм.
Нет. Пример близок, но с поправками, ибо полное возвращение к ССР физически невозможно. Центр просто физически сейчас будет слабее, чем тогда. Более того, традиционализм силен именно в автономиях, в Москве - непереваренный либерализм, идеология колонии и хаос, в рус.областях - часто просто истерика. Так что как раз здесь шанс есть. Центр у нас - антитрадиционен, это лдюдоедски-либеральный Центр, Корсак. В нем, на наше счастье, есть мощные традиционалистские силы, они мешают сползанию, но головы у них нет. Традиционалисты в нашем случае - не полиическая партия для захвата власти, так что требовать от нас катехизиса или плана штурма БД не надо. А вот более четкого изложения позиций - вправе. Подождите обновлений.

Pav1usha, насчет РТ - это была ИРОНИЯ, обращенная Ядыгару. Конечно, нам ни 6 ч./нед. второго гос.-го не надо. А вот пример Минниханова - наоборот, хорошо. Ритуал, тем более политический - это традиционализм, очень важный ритуал. Я считаю, во главе РБ должен быть именно башкир. Это условие может быть обойдено - но только фигурой с такой популярностью, в т.ч. среди башкир, что она перевешивает вред от нарушения ритуала. В спокойной ситуации - другое дело, вполне может быть "ритуальный башкир", вроде M.Шакирова - но сейчас то ситуация кризисная, в т.ч. в положении народа.
Корсак
#17 Корсак Гости 2 февраля 2010 12:00
Цитата: Гирей
Где Вы в РФ видите этот основной двигатель

Причем здесь РФ? Это клоака, где перевернуты законы нормального западного общества верх ногами. Довольно глупо ссылаться постоянно на пример современной России. У нас сейчас всем правят наследники компартии. Вы посмотрите, там же все бывшие члены компартии. Начиная от Путина и до начальника ЖЭКа.
Цитата: Гирей
Нам не нужна ВТО на не наших условиях.

А вы и на благоприятных условиях не войдете. Это же смерть для вас. Представьте, что кто-то имеет собственное мнение на экономическую политику минуя авторитарный режим. Это же нонсенс.
Цитата: Гирей
И это аргументы. Это огоньковских штампов набор, причем дурдомных, а не аргумент

Это вы не жили в Союзе, оттого и не знаете. Не знаете, как Госплан утверждал на пятилетку количество производства калош, причем по размерам. "Огонек" тут рядом не стоял, насколько это отдавало душком дурдома, который вы, кстати, упомянули. Было все. Были и портки по талонам. Холщевые простому народу, крепдешиновые партейцам. Правда, при Брежневе такого уже не было, дал народу вздохнуть, оттого и вспоминают его благосклонно. Но всё это вернется еще в более фарсовом виде при таких вот горе-политиках, не дай бог вам придти к власти.
Цитата: Гирей
Центр просто физически сейчас будет слабее, чем тогда

Станет сильнее, всех национальноориентированных традиционалистов замочит. Или отправит достраивать ветку Воркута-Амдерма.
Цитата: Гирей
Более того, традиционализм силен именно в автономиях, в Москве - непереваренный либерализм

Это сейчас такая Москва. Нет у вас гарантий, кроме собственных пожеланий, что Москва будет прислушиваться к мнению автономий. Вас вся история учила, что в России авторитаризм не распространяет на регионы, тем более национальные, права больше, чем считает узкий круг людей. Это же плохо, когда не закон вершит, а мнение этого круга.

Цитата: Гирей
Подождите обновлений

Давайте, порадуйте народ.
Если уж КМ не может ничего выдавить из себя, на что вы сподобитесь?
Только не долго тяните с идеями, инициатива давно в руках русских националистов. А это раскол страны.
Гирей
#18 Гирей Гости 2 февраля 2010 12:45
Цитата: Корсак
овольно глупо ссылаться постоянно на пример современной России.
Это не на нее ссылаться глупо. Мы в России живем, а не в Женеве и не на Марсе, понимаете? Выдумают себе Америку обетованную и давай мудрить.
Цитата: Корсак
Вы посмотрите, там же все бывшие члены компартии. Начиная от Путина и до начальника ЖЭКа.
wink Тогда не нужно было экспериментировать с этой страной. Нашли бы другую, где нет членов компартии.
Цитата: Корсак
редставьте, что кто-то имеет собственное мнение на экономическую политику минуя авторитарный режим. Это же нонсенс.
Это почему? Мнение - хорошо. Вопрос в исполнении.
Цитата: Корсак
Правда, при Брежневе такого уже не было, дал народу вздохнуть, оттого и вспоминают его благосклонно.
С этого и надо начинать. Иначе вспомнить можно хоть период военного коммунизма, хоть НЭПа. Вы бессмысленные сравнения приводите. Т.е. последние 20-30 лет близко ничего подобного расписанной Вами нехватке калош и портянок не наблюдалось, люди слово-то такое позабыли, - но любая попытка вырваться из "либеральной" клоаки почему-то обязана привести в нехватке калош. А без Госплана Вы бы сейчас не жили. Ибо проведена модернизация - блестяще - именно на его основе. А т.Медведев признал, что за 20 уже постсоветских лет занимались только тем, что разрушали, разворовывали и прожирали именно ее. Источник жизни. И, смотрю, вылезая из пробки, нехилой еще пока жизни.
Цитата: Корсак
Станет сильнее, всех национальноориентированных традиционалистов замочит.
Не бойтесь так. Чубайс может замочить в любую минуту. И отправить тоже. А когда не может - точно по таким же причинам, что не смогут и потом - опора есть в регионах, не годится пилить сук, на котором сидишь. Разница в том, что люди с антитрадиционным мышлением всегда заняты именно этим - пилят означенный сук. И при царях, и при Советах. А с традиционным - не пилят, а собирают. И при царях, и при СССР у башкир было свое место - и, не считая неизбежных, как в 1736, конце 19-нач. 20 вв. и т.п. кризисов автономное и достойное.
Гирей
#19 Гирей Гости 2 февраля 2010 22:37
Цитата: Корсак
Это же плохо, когда не закон вершит, а мнение этого круга.
Вот мы и хотим, чтобы они перестали вершить. И опирались на мнение общества, а оно - за то, чтобы прекратили бардак и прекратили ломать их традиционные ценности. За консенсус. Неполный, кто-то останется вне его, но полного не бывает.
Pav1usha
#20 Pav1usha Гости 3 февраля 2010 10:24
Гирей.
"Про русских - то же, пусть русские РБ сами чаще пишут, и не только научники. Ведь сами виноваты, что отдали свое имя на откуп Инет-"помойкам" и шизофреникам." - если причислять русское имя лишь помойным интернет-ресурсам то, следовательно, неуважительно относится к этой нации. Я все же не думаю, что Вы имели именно это ввиду. А имя "русскости" этим сайтам никто не отдавал, написать можно многое, прикрываясь чужим именем и знаменем. Много чего "хорошего" я тоже встречал на сайтах башкирских националистов, тех же КУК-Буре, но, в то же время, я совершенно не склоняюсь к тому что отдельные, особо "умные" посты должны отождествлять честное имя башкирской нации в целом. ИМХО - отдельные придурки с разных сторон - не показатель коллективного мнения.
"Я считаю, во главе РБ должен быть именно башкир. Это условие может быть обойдено - но только фигурой с такой популярностью, в т.ч. среди башкир, что она перевешивает вред от нарушения ритуала" .." Это условие может быть обойдено - но только фигурой с такой популярностью, в т.ч. среди башкир, что она перевешивает вред от нарушения ритуала." - получается мы учитываем ритуал части населения и игнорируем пожелания других? А почему? Все мы по Конституции имеем равные права - хоть по Федеральной, хоть по Региональной, так давайте и исходить из этого. К примеру, выражаясь образно, если русский Вася, татарский Тимур, или башкирский Радик будут отвечать требованиям Центра как будущего главы региона, то пройдет последний? тогда о каких же равных правах населения РБ может идти речь если, по вашему мнению, ? Про "фигурой с такой популярностью, в т.ч. среди башкир, что она перевешивает вред от нарушения ритуала. В спокойной ситуации - другое дело, вполне может быть "ритуальный башкир"" наполовину согласен, про фигуру с популярностью. Фигура лидера региона непопулярной просто быть не может! Иначе это бутафория. Стало быть "ритуальный башкир" тоже бутафория! Башкир - лидер, русский-лидер, еврей. татарин, чувашин - без разницы, главное - Лидер! и поверьте, таких немало. Особенно в глубинках нашей необъятной Родины. Резюмируя, скажу, что вырисовывается замечательная тенденция - одни из стараются учесть интересы общества в целом, без различия по национальному признаку, но притом стараясь учитывать национальные особенности различных этнических частей, другие упорно отстаивают традиционализм одной части этого общества...Но нормальный компромисс возможен лишь при равенстве. Всестороннем.

Админам. слово ЗАРЕГЕСТРИРОВАН пишется через "И" - регистрация
Гирей
#21 Гирей Гости 3 февраля 2010 11:19
Цитата: Pav1usha
Все мы по Конституции имеем равные права - хоть по Федеральной, хоть по Региональной, так давайте и исходить из этого.
Если Вы не о традиции, а о Конституции, то давайте. В Конституции РБ ЕСТЬ слова об особых обязательствах РБ перед башкирским народом, просто потому, что эта республика не просто часть РФ, а несет очень важную, особую функцию - является институтом самоопределения башкир, именно в составе России. Без него башкир с легитимностью РФ ничто не связывает. Этой традиции - 90 лет. Она пришла ч/з кровавый исторический компромисс, как основа нового собирания распавшейся целостности России. Выдержала испытание не просто временем, но страшной войной - ВОВ. В спокойные периоды, я уже объяснял, уместны отклонения - вроде М.Шакирова - типа, да какая, в общем-то разница? Но сейчас время далекое от такой идиллии, и лучше придерживаться ритуала. Вы не путайте ритуал, традицию - и пожелания. Пожелания - сегодня одни, завтра другие. Пожелания одних уравновешивают пожелания других, а ритуал - штука прочная. Не забывайте, откуда он появился. У башкир, татар и др. практически НЕТ шансов увидеть в качестве лидера России "своего" - при том, что формально у них "равные права" и т.д. Поэтому справедливо, что бы то же самое обстоятельство действовало в их автономиях. Т.е. формально любой может стать главой РБ, а вот дальше нужно учитывать многое.
Корсак
#22 Корсак Гости 3 февраля 2010 11:27
Цитата: Гирей
Вот мы и хотим, чтобы они перестали вершить. И опирались на мнение общества, а оно - за то, чтобы прекратили бардак и прекратили ломать их традиционные ценности. За консенсус. Неполный, кто-то останется вне его, но полного не бывает.

Увы, не получится у вас такого. В принципе не получится.
Или демократические нормы или авторитаризм.
А какой при авторитаризме консенсус? Не бывает такого. Это правление группы лиц, использующих волюнтаризм, как правило, и, как исключение, временные уступки региональным элитам. А уж о мнении общества и говорить не приходится.
Из того бардака, как вы называете, выхода только два. Назад к авторитарному государству, с плановой экономикой, возможно, в условиях военной диктатуры. Или к открытому обществу с демократическими и федералистскими ценностями, рыночной экономикой.
Гирей
#23 Гирей Гости 3 февраля 2010 11:40
Цитата: Корсак
А какой при авторитаризме консенсус? Не бывает такого. Это правление группы лиц, использующих волюнтаризм, как правило, и, как исключение, временные уступки региональным элитам. А уж о мнении общества и говорить не приходится.
Ничего подобного. Как раз традиционное общество очень от мнения общества зависит. ССР зависел настолько, что рухнул, стоило навешать лапши этому обществу. Западное не прогнется от любого кол-ва лапши. Ибо там манипуляция - привилегия самих элит.
Цитата: Корсак
Или к открытому обществу с демократическими и федералистскими ценностями, рыночной экономикой.
Уже было. Вы видите, что вышло. Это просто утопия. Сами признали, призвав учиться у Гондураса. Забыв, что Гондурас - тоже как раз перманентная диктатура. Только бессмысленная.
Цитата: Pav1usha
Стало быть "ритуальный башкир" тоже бутафория! Башкир - лидер, русский-лидер, еврей. татарин, чувашин - без разницы, главное - Лидер!
Логики не вижу. Если он популярен и т.д. - так условие обойдено, о чем спор то? Я так и сказал. Он тогда просто становится "ритуальным башкиром" - как Воронин в Молдове, как Шакиров в БАССР - все знали, что он татарин, хоть и записался в башкиры при принятии должности - таков ритуал. Разве плохо правил? Кстати, и ныне ритуал учитывается: см. фио трех кандидатов в президенты РТ. Про кавказские республики даже не говорю.
Цитата: Pav1usha
татарин, чувашин - без разницы, главное - Лидер! и поверьте, таких немало. Особенно в глубинках нашей необъятной Родины.
Вот покажите мне, чтобы я поверил, что - Лидер, и все поверили, тогда все в порядке, я ж сказал. А пока такого не вижу. Именно поэтому должно соблюдаться не только профессиональное, но и ритуально национальное представительство в РБ - вторым лицом желательно русского, третьим - татарина либо наоборот. Так примерно и есть - на финансах всегда татарин, в МВД: Диваев - татарин, Алешин - русский, спикер парламента - русский, мэр Уфы - тоже. Сейчас премьер и президент - оба башкиры просто в результате экстренной и временной ситуации - решается вопрос преемника, не до формальностей ритуала. Это все, конечно, не главное, но по данному частному поводу мое лично мнение таково.
Корсак
#24 Корсак Гости 3 февраля 2010 13:26
Цитата: Гирей
Ничего подобного. Как раз традиционное общество очень от мнения общества зависит.

Зависит? Ха, насмешили.
Через какие инструменты зависит? Через письма граждан комитету партийного контроля при ЦК КПСС? Напишите, через что зависит. Очень интересно.
Цитата: Гирей
ССР зависел настолько, что рухнул, стоило навешать лапши этому обществу.

СССР рухнул не по этой причине. А вот лапша посодействовала в другом. Облапошенное общество пальцем не шевельнуло ради спасения государства.
Цитата: Гирей
Западное не прогнется от любого кол-ва лапши. Ибо там манипуляция - привилегия самих элит.

Ну, конечно, проклятый, вечно загнивающий Запад. Все те же стереотипы. На Западе 70% промышленности в руках среднего класса. Попробуйте поманипулируйте ими. Они и есть сама элита.
Цитата: Гирей
Уже было. Вы видите, что вышло.

Это не имело никакого отношения к демократическим преобразованиям. Это был дурдом, как вы раньше подметили.
У стран бывшего Варшавского договора этот переход состоялся гораздо мягче и продуктивнее.
Гирей
#25 Гирей Гости 3 февраля 2010 13:42
Цитата: Pav1usha
А имя "русскости" этим сайтам никто не отдавал, написать можно многое, прикрываясь чужим именем и знаменем.
Я об этом и твержу везде. И все мы твердим. Это - русофобские проекты! Но откуда в Москве, скажем, рядовому юзеру про это знать? Но покажите мне заметный русский движ в РБ. Собор русских - некреативен. Православный Народный Собор - да, хорошие ребята (они - нам союзники, кстати), но молодые, а в Инете они лишь на федеральном уровне, в Башнете их не видно. Я предлагаю - давайте на здешней площадке соорудим и русский, православный сектор, и мусульманский. Но поверьте, это все не так легко, как кажется, мы на себе убедились. А КБ - потому то они и пишут на нас жалобные телеграммы, что у некоторых молодых там каша в голове smile
Цитата: Pav1usha
одни из стараются учесть интересы общества в целом, без различия по национальному признаку, но притом стараясь учитывать национальные особенности различных этнических частей
да, так и стараемся. В споре рождается истина. Хоть и редко.
Цитата: Корсак
У стран бывшего Варшавского договора этот переход состоялся гораздо мягче и продуктивнее.
Конечно! Они были нужны Западу! А мы - нет. Дальше завтра, режется.
Корсак
#26 Корсак Гости 3 февраля 2010 13:54
Цитата: Гирей
Конечно! Они были нужны Западу! А мы - нет.

Мы нужнее Западу, чем все они.
Расклад тут простой. При выборе демократического пути страна вполне сможет сохраниться в границах. При возврате в прошлое, будет работа Запада на дробление.

Цитата: Гирей
А КБ - потому то они и пишут на нас жалобные телеграммы, что у некоторых молодых там каша в голове

Это от того, что занимаются тактическими вопросами и не имеют стратегии. Проще говоря, не понимают куда двигаться идеологически со своими национальными проблемами.
Pav1usha
#27 Pav1usha Гости 3 февраля 2010 14:17
Гирей. Алешин -мордвин smile
Дебрин
#28 Дебрин Гости 3 февраля 2010 16:25
Статейка НИ О ЧЕМ. Сплошная вода. Попытка всех переписать в "традиционалисты". Кучка ненормальных в очередной раз цитирует Кара-Мурзу и Грамши. Попытка Бердина оплевать всех башкирских деятелей 90-х. А кто такой "Хайбуллин"? Очередной ник Бердина?
Ильдар Атауллин
#29 Ильдар Атауллин Гости 3 февраля 2010 22:03
За последние 20 лет в жизни башкирского народа произошли коренные изменения. Наряду с формальными достижениями, переход к либеральной модели развития страны, слом патерналистской советской системы, привел к негативным последствиям, которые башкирская интеллигенция не попыталась даже осмыслить. За эти годы угрожающе снизилось статусно-ролевое положение народа. Изменение привычных форм жизни привело к маргинализации деревни, к массовому распространению пьянства (в том числе и среди тюркских женщин), к высокому уровню смертности и распространению девиантных форм поведения. Никто не обратил серьезного внимания на то, что за последние 20 лет башкирский этнос (основная его часть) стали «народом бедных». Либерализация общества также основательно размыла и башкирскую национальную культуру, ударила по духовным основаниям народа. Кто-нибудь попытался трезво оценить ситуацию и задуматься о том, сколько башкир умерло в результате перехода к «рынку»? Какую цену мы в итоге заплатили?
Товарищам считающими себя либеральными националистами и позиционирующими себя наследниками федерализма прошу этот момент особенно помнить ибо за этот аспект еще придется отвечать перед судом Башкирского народа!
Гирей
#30 Гирей Гости 4 февраля 2010 00:23
Цитата: Корсак
Расклад тут простой. При выборе демократического пути страна вполне сможет сохраниться в границах. При возврате в прошлое, будет работа Запада на дробление.
Корсак, то же самое обещал и Горбачев smile . Мы ПРОШЛИ "демократический путь развития. А "возврата в прошлое" не бывает физически, Вы ж не Уэллс. Есть - либо развитие на СОБСТВЕННОЙ основе, либо загнивание на чужой. Первое - традиционализм и есть. Второе - то, что 20 лет проходим.
Цитата: Pav1usha
Алешин -мордвин
Pav1usha, Вы прекрасно понимаете, что здесь для всех это значит - русский smile .
Цитата: Дебрин
Кучка ненормальных в очередной раз цитирует Кара-Мурзу и Грамши.
Это все, что Вы поняли. Цитируют Грамши. Самому прочитать лень, а понять что-либо помимо цитат не по силам. Бегите, наябедничайте "башкирским деятелям 90-х". Только проблема, что Хайбуллин лично в хороших отношениях с ними, куда более прочных, чем Вы. Ибо ябед не любят.
Цитата: Дебрин
Попытка Бердина оплевать всех башкирских деятелей 90-х. А кто такой "Хайбуллин"? Очередной ник Бердина?
Казалось бы, причем здесь Бердин? wink Если Вы башкир, то мне из-за таких иногда бывает стыдно, что я башкир. Что там Грамши, ведь этакому лень сравнить хотя бы статьи Бердина и Хайбуллина и увидеть, наск-ко разные стили и мысли. Плюется пока только Дебрин. Я на "Инет-помоечников" никогда не злюсь, а вот на таких товарищей - бывает - родная кровь, все же.
Цитата: Корсак
Напишите, через что зависит. Очень интересно.
Ч/з крайне простой институт - элита сама является частью традиционного общества. Табу и связи там неформальны, и лидеры их хорошо чувствуют и не нарушают. А не ведут себя как полицаи Запада в собственной стране, как в постсоветский период.
1 2
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА «БЕЛЕМЛЕ БАШКОРТ»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА «БЕЛЕМЛЕ БАШКОРТ» 1 апреля состоялась презентация Интернет-проекта «Белемле Баш?орт» в БГУ и БГПУ им. Мифтахетдина Акмуллы. На
ПОЗДРАВЛЯЕМ С НОВЫМ ГОДОМ!
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ! РЕДАКЦИЯ САЙТА ТРАДИЦИОНАЛИСТОВ БАШКОРТОСТАНА «РБ - XXI ВЕК» ПОЗДРАВЛЯЕТ ВАС С НОВЫМ ГОДОМ И РОЖДЕСТВЕНСКИМИ ПРАЗДНИКАМИ! СЧАСТЬЯ ВАМ, ЗДОРОВЬЯ,
О федерализме в феврале
О федерализме в феврале В феврале текущего года в Москве прошли два интересных мероприятия, посвященных федеративным отношениям в России. Интересны они тем, что
С НОВЫМ ГОДОМ, ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ!
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ! РЕДАКЦИЯ САЙТА ТРАДИЦИОНАЛИСТОВ БАШКОРТОСТАНА «РБ - XXI ВЕК» ПОЗДРАВЛЯЕТ ВАС С НОВЫМ ГОДОМ! СЧАСТЬЯ ВАМ, ЗДОРОВЬЯ И УСПЕХОВ В 2013 ГОДУ.
Встреча уфимских традиционалистов с С.Г. Кара-Мурзой
8 февраля в Республику Башкортостан по приглашению премьер-министра Правительства РБ Р.С.Сарбаева приехал известный ученый, обществовед, талантливый публицист, идеолог
Бесплатно модули и шаблоны DLE Веб-шаблоны премиум класса