Заметки о традиционализме в Башкортостане
20.03.2010 5 399 45 root

Заметки о традиционализме в Башкортостане

Идеология и Политика
В закладки

 

1.

Термин «традиционализм» сразу обрел в Башкирии популярность, им заинтересовались сторонники самых  разных общественно-политических течений. Распространение идей в Башкортостане традиционализма взял на себя сайт «РБ – XXI век».

В его разработке принимали участие люди различного жизненного опыта и политических предпочтений: аполитичные ранее ученые, левые евразийцы, молодежные активисты башкирского патриотического движения, включая одного из экс-разработчиков проекта «Кук буре» и т.д. К проекту доброжелательно отнеслись сильные мусульманские общины. В Уфе его поддержал российский православный «Народный Собор», комсомольцы, военно-патриотические клубы. Регулярны товарищеские связи с группой С.Г.Кара Мурзы, им интересовались Сулакшин и Кагарлицкий, о солидарности с традиционализмом в целом заявлял негласный лидер русской национально-культурной оппозиции Татарстана М.Ю.Щеглов. Термин явно понравился и интеллектуальным университетским кругам РБ, и простым пользователям Башнета.

Референтную зависимость характера тяжелого ушиба получила маргинальная оппозиция Башкортостана – их «аналитичка» и активисты почти ни дня не могут прожить без истеричного шипения на традиционалистов, про традиционалистов и против товарищей, коих подозревали в традиционализме. Особенно забавляет «черный пиар» - стремление во что бы то ни стало создать впечатление, что с ними, убогими, на их «помойных сайтах» кто-то спорит: от имени участников проекта на «Уфагубе» писали реплики и сами на них отвечали. В общем, шизофрения в разгаре. Результат – эти ресурсы смотрят, как смотрят желтые таблоиды или кривляния Новодворской. Притом, что, развалив информационную монополию проекта заказных «Интернет-помоек», сами традиционалисты РБ в статьях редко вспоминали об оранжевых активистах – они не представляют собой особенного научного интереса, да и физически неприятно писать о людях, наделенных искалеченной, как правило, психикой. Хотя изредка – нужно.

Самое забавное, что «РБ-ХХI век», любительский сайт на бесплатном хостинге, редко обновляемый по причине обычной занятости его инициаторов, держал напряженное внимание сразу нескольких хорошо оплаченных и разработанных проектов «маргинальной оппозиции». Плюс постоянный интерес приличных, но также куда более раскрученных местных ресурсов – Башфорума, Татарлар, «Мэскэу башкорттар», «Йэшлек», «Народный Собор».

Почему так происходит? По крайне простой причине - традиционализм привлекателен. Он перспективен, и не почувствовать этого люди не могли. Люди устали от примитивных национализмов, псевдо-коммунизмов и либерал-демократической бурды, которой их кормят уже лет двадцать.

Некоторая неопределенность сначала скорее способствовала интересу к новому на региональном уровне идейному бренду. Но с самого начала было ясно – его рамки настолько широки, что требовалось уточнение – что же все-таки подразумевают под традиционализмом люди, взявшие на себя труд оформить идейную площадку для его развития в РБ. Чем отличаются традиционалисты Башкортостана от традиционалистов вообще? Где границы этого понятия?

Традиционализм - не идеология, а направление общественной мысли. Ее суть - защита Традиции и развитие общества на основе Традиции. Направление очень широкое, настолько, что практически делит все общество на две части – традиционалисты и не-традиционалисты, причем традиционалисты – осознанные и неосознанные, составляют в России явное большинство. Особняком стоит правый, т.н. эзотерический традиционализм, связанный с именами Юлиуса Эволы, Рене Генона, а в России – Г.Джемаля, раннего А.Г.Дугина, Евгения Головина и т.д. – здесь его рассмотрение мы пока отложим, его ниша узка по определению.

Итак, традиционализм, в нашем понимании – это защита собственной Традиции, как обязательной основы развития общества и защита самого общества, в котором собственные традиции превалируют структурно и в сознании людей.

Традиции имеют несколько уровней: цивилизационные, этнонациональные, субэтнические, родовые, семейные, индивидуальные. Сначала – тезисно, о тех из них, которые всех нас, столь разных, объединяют.

Исходя из данной Традиции наших народов, мы выбираем:

 

ОБЩЕСТВО СОЛИДАРНОСТИ – ВМЕСТО ОБЩЕСТВА КОНКУРЕНЦИИ;

СОВРЕМЕННОЕ ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО – ВМЕСТО ОБЩЕСТВА ПОТРЕБЛЕНИЯ;

ТРАДИЦИЮ ДРУЖБЫ НАРОДОВ – ПРОТИВ ТЕХНОЛОГИЙ РАСКОЛА;

ТРАДИЦИЮ СИЛЬНОГО, НЕЗАВИСИМОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА – ПРОТИВ КОЛЛАБОРАЦИОНИЗМА И БЕЗВОЛИЯ;

ВОССТАНОВЛЕНИЕ АВТАРКИИ – ПРОТИВ ПРЕВРАЩЕНИЯ В ПЕРИФЕРИЙНУЮ ЭКОНОМИКУ ЛАТИНОАМЕРИКАНСКОГО ТИПА;

ЭТИКУ ДОЛГА – ПРОТИВ ПРАКТИКИ ВСЕДОЗВОЛЕННОСТИ;

ТРАДИЦИЮ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ – ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДАРВИНИЗМА;

ЭТИКУ ЧЕСТНОГО ТРУДА – ПРОТИВ ЭТИКИ НАСЛАЖДЕНИЯ;

НАРОДНУЮ ТРАДИЦИЮ КОЛЛЕКТИВИЗМА – ПРОТИВ ИНДИВИДУАЛИЗМА «ЛИБЕРАЛОВ» и выдуманных ими фашизоидных «правых», против безумных проектов «возрождения протестантской этики в России»;

ТРАДИЦИЮ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ НАРОДОВ – ВМЕСТО МАНИПУЛЯЦИИ НАРОДАМИ;

ТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИИ БАШКОРТОСТАНА: ИСЛАМ, ПРАВОСЛАВИЕ – ПРОТИВ СЕКТАНТСТВА, СУЕВЕРИЯ И НЕОЯЗЫЧЕСТВА.

ТРАДИЦИЮ МЕРЫ – ПРОТИВ ЭКСТРЕМИЗМА И РАДИКАЛИЗМА;

ТРАДИЦИЮ УВАЖЕНИЯ ВСЕЙ СВОЕЙ ИСТОРИИ – ПРОТИВ ДИСКРЕДИТАЦИИ ЕЕ МАНИПУЛЯТОРАМИ.

 

Сначала расшифруем само понятие «традиция» и «традиционализм».

Традиция есть устойчивая система норм, составляющих суть алгоритма развития и существования какого-либо исторически сложившегося сообщества (этноса, государства, цивилизации).

Проще, традиция - это, на чем данное общество основано. Традиция есть исторически сложившаяся, структурированная система представлений и закрепляющих их ритуалов, определяющая само «лицо», идентичность данной общности – народа, племени, цивилизации. Без собственной традиции никакой культурно-исторической общности нет.

Традиционализм объединяет всех защитников традиции, это не только/столько "Шежере-байрамы", сабантуй, «Аксаковские…» или «Тукаевские…» дни (это все атрибуты, пусть полезные), а сторонников развития всей России, Башкортостана, Татарстана, Дагестана на основе собственной идентичности. Т.е. неприятия той радикал-либеральной матрицы, в которую нас загнали. За 20 лет она доказала свою непригодность наглядно. Чтобы выбраться из третьего мира, куда РФ запихнули, нельзя быть дурной калькой с Запада, хотя и превращать свою «особость» в фетиш нельзя. Поэтому традиционализм – это направление РАЗВИТИЯ.

Очень широкое, но единственно на данный момент возможное, потому что все анти-традиционалистские модели модернизации для нашей страны, повторяю, за 20 лет показали, на что они способны. Их итог – прочный провал страны в «третий мир».

В этом плане «катастройка» - образец того, как НЕ следует поступать. 

 

Итак, вместо дурной  «модернизации ради модернизации», традиционализм предлагает развитие ради самого общества, развития на собственной основе. Т.е. развитие по тем критериям, на которых оно развивалось в периоды своего наибольшего успеха, например, в Советский период. Конечно, с коррективами на основе опыта его неудач.

Критерии просты:

способно ли общество верить в Бога и сознательно заниматься земными делами;

накормлены ли люди;

безопасно ли гулять на улице детям;

есть ли возможность и обязанность честно трудиться у взрослых;

защищены ли люди от манипуляции, от попыток расколоть единство народов;

крепки ли семьи, выполняет ли мужчина роль главы и защитника семьи, а женщина – «прекрасной половины» и заботливой матери.

Живы ли сами традиции, народные и общенациональные – истории, религии, чести, любви и достоинства;

способна ли страна защитить себя от любых угроз;

уважает ли народ свою армию, флот, органы правопорядка;
доступно ли образование, созданное титаническим 300-летним трудом предыдущих поколений.

Мы предлагаем не догонять кого-то по правилам, предложенным безнадежным лидером и хозяином глобальной гонки, а добиваться достойной жизни и независимости от него по своим правилам, исходя из своих, а не чужих традиций и возможностей.

Все это в наших условиях, пусть с теми или иными дефектами, но уже было реализовано, и, убеждены – снова будет. Эта матрица - общество солидарности, обладавшее гигантским потенциалом и умением «жить по средствам».

 

2.

Мы живем на переломе времен. Когда привычные для ХХ века партии как форма политической борьбы устарели. Когда актуальными стали самые коренные вопросы, более важные, чем политическая принадлежность. Все эти ЕР, КПРФ, СР, националы, - только маскируют этот факт, это не партии по сути (хотя есть и явно выделяющиеся наши противники - СПС, экстремисты). Поэтому  мы не обращаем особого внимания на партийную принадлежность.

Деление на правых и левых в РФ условно. Вот СПС – либерал-экстремисты, по сути. По психологии они – «левые», но кто-нибудь будет отрицать, что они в сегодняшней России действительно «правые»? КПРФ всегда была «правой» партией в смысле консерватизма и охранительности – но ее справедливо считают «левой» - невозможно коммунистов считать «правыми», идеи социальной справедливости – «левые».

Лично я, например, был против наименования нас «левыми традиционалистами», - хотя достаточно осведомлен, конечно, о «правых традиционалистах»: считаю, лучше называть последних в контексте нашей ситуации – эзотерическим, «элитарным» традиционализмом. Тем более, они и сами, думаю, не будут против. Нам самим ни эзотерики, ни элитарности не нужно, мы люди скромные.

«Советский традиционализм» – нам уже ближе. Но, видите ли, советский период, при всем нашем уважении к нему – лишь эпизод в истории Башкортостана, а опираемся мы на традиции всей истории  Башкирии, и через нее – России (некоторые из нас – в обратном порядке, но объединяет то, что признают неразрывность нашей истории и те, и другие).

 

Итак, реально деление в России - не по партийному и не по национальному признаку, а по цивилизационному - считаешь ты, что мы есть достойная цивилизация, включая дороссийский период (каганаты, Орду, Исторический Башкортостан – для башкир, например), Российскую империю и СССР, со своими кризисами (вот как сейчас), поражениями и победами, - ты в русле традиционализма. А если нет, если решил, что мы – «эта страна», что неправильной дорогой шли, отходили от «общечеловеческих ценностей» и т.п. – то вне традиционализма.

Подобный подход практиковался евразийцами, но он во многом ослаблен излишней политизацией этого научного термина – партией Дугина и т.д. Что ж, их сторонники нам также необходимы – не только российских, но и казахстанских. Кроме того, традиционализм не приемлет европоцентризма, но при этом не связан догматикой и мифами неоевразийцев, он шире их. На глазах распадается КПРФ, СР – и их нерастраченный, но хитро замазанный властью потенциал так же востребован в движении нового, цивилизационного типа. Человек может свободно ощущать себя традиционалистом, формально находясь в рядах самых разных партий.

Традиционализм вообще с недоверием относится к самой теории прогресса. И считает, что прогресс если и существует, то не обладает самоценностью. Все его достижения должны поверяться фильтром Традиции.

Традиционализм предполагает сосуществование сторонников идей Л.Н.Гумилева, А.С.Панарина, С.Г.Кара-Мурзы, умеренных клерикалов, социалистов и даже либеральных консерваторов. А главное для Башкортостана, предполагает самое широкое участие так называемых «башкирских националистов», точнее - патриотов. Потому, что «националисты» Башкортостана – исторически и идейно (исключая некоторых, единичных идеологов), по факту – скорее «народники», чем настоящие, «буржуазные националисты». А традиционалисты – это, во многом, именно современные «народники». С той башкирской спецификой, что понимают и признают особенности понимания «нации» в РФ, как определенного, достойного статуса этноса в общероссийской и мировой иерархии.

Такое, общепринятое в РФ понимание нации сильно отличается от принятого в остальном мире. Но мы же реалисты, мы живем именно в России. И еще: башкирские патриотическое движение, в совокупности – самое структурированное и массовое в РБ, нравится это кому-то или не нравится. Поэтому любое многонациональное патриотическое движение в Башкортостане бессмысленно без него. Но об этом – чуть позже, это - частности.

 

Итак, либо мы признаем ценность собственной Традиции, либо соглашаемся на роль периферийного придатка Запада, да и вообще – «глобального мира», ибо даже на не-Западе появилось немало стран, явно опережающих РФ по месту в мировой иерархии, выстроенной Западом. Традиционалисты Башкортостана широко пропагандировали наглядный образ: либо Россия остается – и развивается – сама собой, либо она становится Гондурасом. Непомерно раздутым Гондурасом либо конгломератом государствиц, приближенных к размеру настоящего Гондураса – сути это не меняет. Ибо другой качественно модели, кроме гондурасной, такой тип развития не предусматривает.

Это для России.

Для Башкортостана все много хуже. Ибо он становится даже не Гондурасом в Гондурасе, а просто частью Гондураса. В «лучшем» случае, как мечтают националисты – формально «независимым» Гондурасом. С урезанной территорией, с деградировавшей куда глубже, чем сейчас, экономикой, с военными и террористическими конфликтами по всему периметру и внутри «границ»: ибо башкиры живут чересполосно, и соседние гондурасы вовсе не превратятся в мирные Бельгии, как мечталось национал-либеральным романтикам. Как не превратились в Бельгии страны бывших СССР и Югославии. Притом, что коллапс России будет много хуже распада СССР, который провели, в общем-то, успешно и вручную, избежав югославизации страны. В худшем – повторяю, частью Гондураса. Туземной частью. Колонией колонии. И Гондурасу не нужны автономии – это объективная истина.

Вывод – башкирам нельзя допустить превращения России в Гондурас. Превращения родного Башкортостана – тем более, этого им и доказывать не нужно. Но одно неразрывно связано с другим.

 

3.

Посмотрите, сама тенденция элитообразования в России такова, что элита превращается в антинародный организм. Страна будто под оккупацией нового этноса-мутанта – «новых русских», «новых татар», «новых башкир» и т.д. (Последних, кстати, до сих пор почти незаметно, их буквально единицы. Их только пытаются создать, подражая «старшему брату», на основе образа которого сами же и лепят образ врага для башкирской публики). Т.е. все крики об «общечеловеках» либо «ариях», «расе господ», попытки новых «хозяев жизни» жалко оправдаться, прикрывают чудовищную – моральную, социокультурную и даже физиологическую деградацию элит. Сама нынешняя элита структурно построена по феномену «худшего выбора» (И.А.Ильин). Социал-дарвинизм освобождает от моральных рамок. Да мы сами все это видели: когда детям с детства внушается, что идеал – это бандит и проститутка. Когда слова чиновник и взяточник, бизнесмен и вор – синонимы, и если не вор, значит – лох.

Алкоголизм, наркомания, сексуальные извращения и распущенность, аутичное в политике мышление в сочетании с инфантилизмом и эгоизмом – распространенные и узнаваемые черты. Не только по России в целом, любой элитолог навскидку назовет страшные в своей трагичности примеры вырождения в элите РБ. Последнюю выручал именно приток деревенских кадров – людей, не порвавших связей с общинной традицией, с крестьянским, народным менталитетом. Но ненадолго, развращение происходит поразительно быстро.

Для башкир, народа небольшого, распространение подобных стереотипов поведения (а ведь элита всегда дает сигналы народу – «делай как я!») – полностью противоречит их традициям и просто гибельно.

Когда, быстро сбросив маску «больше социализма», рванули к откровенному социал-дарвинизму новые кремлевские «хозяева жизни» - это было понятно.

Но легитимность ельцинского режима оказалась настолько шаткой, эта прозападная, коллаборационистская, полицайская идеология - настолько противной традициям всей России, что ее пришлось срочно перекрашивать. Не меняя сути. Перекрашивание – проект «путинизма» - прошло, в целом, удачно. Но суть изменилась мало.

Посмотрите на результаты их хозяйствования за 20 лет! Теперь уже всем ясно, что ничего нового, умного и хорошего «сверхчеловеки», «эффективные менеджеры» не принесли. А потому их надувания щек, что «право имеют», - надувательство и есть. Сколько не гуди с выпученными глазами: «Великаая! Державнаааяаа!» - результат-то налицо – прочное попадание в третий мир. И «фошизм» - это лишь новое закрепление, уже в андерграунде, этих реалий. Социал-дарвинизм правых либеральной модели соединяется с расизмом правых неофашизма, нацизма и т.д. Очередная обманка, приватизация протеста. В ряду всех предшествующих приватизаций, разоривших страну.

Потому что индивидуализм чужд традиции российской/евразийской цивилизации, он ее разлагает и обессиливает.

В масштабе Республики – то же самое. В таких условиях башкортостанская элита, как часть общероссийской, тоже НЕ МОГЛА структурироваться по другому. Но она узка, и «худший выбор» проедает ее сразу, насквозь.

Да, это – обстоятельства, против них не пойдешь – ведь не отказываться же совсем от управленческого аппарата? Однако есть большая разница – принимать сложившееся положение вещей, как понимают слякоть или ураган, либо самим создавать оправдания «элитарной психологии», социал-дарвинизму людей, которые «право имеют» - с наивным национал-колоритом. Но для башкир-то такая идеология – конец полный и скорый. Русских пока выручает огромная численность. У башкир такой, ста сорока миллионной живой подушки нет.

Вывод? Запас «крестьянской», традиционной культуры, спасавший от деградации поколение Бабая и его людей, уже истончается. Нужно, с одной стороны, постепенно освобождаться от слишком тесной референтной зависимости башкирского общества от власти. Не отождествлять себя с ней. Но и не порывать, ибо формат Республики для башкир – обязателен, он их структурирует как целое, а раскачивание власти чревато именно распадом этого формата.

Такой переход должен быть плавным и осторожным. Это можно осуществить, во-первых, формируя горизонтальные связи – между потенциальными, формальными и неформальными лидерами внутри, с одной стороны, башкирского общества, с другой - между башкирами, татарами, русскими и вообще всеми общинами Башкортостана. Наша группа уже проводила интересные акции в данном направлении.

Во-вторых, опираясь на другую традиционную черту башкир и, в большинстве, жителей Башкирии в целом: здравый консерватизм и этатизм (положительное отношение к государству). У башкир, народа традиционного, лишенного радикального взгляда на жизнь, отношение к власти было всегда лишено истеричного анархизма. Русские же вообще плохо отделяют себя от государства.

Да, власть хорошей не бывает. Но это – власть. Анархизм в наших условиях – это просто глупость. Народу, людям Традиции, она совершенно несвойственна.

Это проявилось и в годы перестройки и ельцинского беспредела. Тогда легче всего было критиковать любую власть – поводов много. Но, в отличие от пресыщенных горожан, людям сельских районов не удалось сходу внушить позицию потребителя, воспринимающего политику как спектакль, капризно требующего от лидера смазливой физиономии и гладких речей.

Курс на стабильность и «суверенитет» был действительно оптимален в этих условиях. Это поняло все население РБ, дружно проголосовавшее «за» суверенитет. И в свое время свою положительную роль это сыграло. Но времена меняются, старые рецепты не годятся для новых болезней.

4.

Важной особенностью традиционалистов Башкортостана является их повышенное внимание к проблеме самоопределения народов. Отрицание права на самоопределение народа государством, т.е. права, реализованного уже 90 лет в форме национально-территориальной автономии, приведет к неизбежному распаду страны, как это произошло с Грузией. Потому что для центральной власти это была бы не просто жестокая, вероломная и бессмысленная политика, унижающая русский народ, от имени которого она ведется – это еще и политика страуса. Отрицание права государством вовсе не означает его отрицания самим населением. Оно означает только лишение населения самоопределения в исторически сложившейся форме. А это означает, что данная нация теперь будет самоопределяться вне этой формы. И постоянные усилия целого пласта местной этнонациональной интеллигенции будут направлены отныне не на укрепление этой формы, т.е. САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В СОСТАВЕ РОССИИ, а напротив – САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ВОПРЕКИ ЕЙ.

Можно перестать называть этно-нации нациями, да хоть совсем запретить само название народов и тешить самих себя шизофреническим суждением, что все они стали «русскими». Мол, записывались же «русскими» когда-то, в царской России. В нашей реальности от этого ничего не изменится, и башкиры останутся башкирской нацией, татары – татарской, чеченцы – чеченской. Как остались нацией армяне и курды Турции. А вот к расколу приведет – причем давно у нас неслыханному, фундаментальному. Сначала – в головах. Потому что все наши народы и не подумают себя русскими считать, подобное «перименование» и лишение привычного статуса нации воспринимается не иначе как ущемление законных прав и тяжелое оскорбление. Такие эксперименты создают России буквально миллионы тайных и явных врагов уже в самой уязвимой точке общества – внутри него, и не прибавляет ни одного друга. Теряются последние остатки легитимности и власти, а самое страшное – самого бытия России в глазах миллионов ее активных, законопослушных и воинственных граждан. Удастся ли после такого раскола, даже дезавуировав породившие его «губернизации», вообще склеить ранее прочную и до сих пор еще существующую полиэтническую общность – большой вопрос. Опыт Абхазии и Югославии не дает оснований для оптимизма. Такой раскол и является последней стадией плана Бжезинского по разделению России на 30-40 государств.

Поэтому, считаем, защита самого института Республики Башкортостан является для ее жителей защитой цивилизационных интересов всех народов России. Не в последнюю очередь – русского. По крайней мере, в нашем регионе, где нет пока серьезных оснований для сепаратизма, - несомненно, является. Для башкир в Башкортостане и татар в Татарстане это обосновывать даже не нужно, для них их Республики – сакральная ценность, это – просто этнографический и социокультурный факт. А вот с «нетитульными» земляками сложнее.

На русских и иных традиционалистах, считаю, в этом вопросе лежит долг куда большего творческого усилия и большей ответственности. Им для уяснения и принятия этого факта следует преодолеть всю болезненность ответной реакции своего народа на 20-летнее поругание на всем постсоветском пространстве, преодолеть соблазн аутичного мышления в политике, смягчающего эту боль, соблазн эмоционального ответа на вызов истории. Выбрать не легкий поначалу, заманчивый путь, ведущий к гибели, а трудный, неясный, но хотя бы уводящий от мин, разложенных господами тишковыми и бжезинскими. Преодолеть соблазн упрощенного понимания державности: одним махом всех побивахом – а ведь в нее так легко поверить за клавиатурой! В Интернете столько красивых артефактов этой державности – ордена, церкви, роскошные виды, патриотические песни! В действительности вне Сети все это находится под нешуточной угрозой. И реализовать ее, угрозу эту, хотят вновь, как в период перестройки, нашими же с Вами руками. Поэтому настоящий долг державно мыслящего человека – не надувание щек, а недопущение нового раскола и новой перестройки. Это – главное!

В РБ этот выбор облегчен отсутствием русофобии и не разрушенными традициями взаимной комплиментарности, проще – дружбы народов. Сравните с ситуацией во многих регионах, включая Москву и Центр России – и выбор разумного сразу станет яснее.

Я понимаю, державнику как-то странно защищать чуждые и уходящие в прошлое образы «суверенитета», часто связанные с отнюдь не с лучшими ассоциациями из жизни нашей страны. Это, пожалуй, единственное, что может служить спорным в нашей позиции с точки зрения патриотических кругов России в целом: в остальном, постоянную работу участников проекта традиционалистов Башкортостана по искоренению русофобии и башкирофобии не может отрицать никто.

Но, во-первых, «суверенитет» как лейбл никто защищать и не требует – он выцвел сам. Защищать нужно не образы, а суть. Традицию дружбы народов и уважения к их правам и обязанностям. Без нее – всем нам не выжить как целое. А она основана на традиции развития вместе, но неслиянно. И на ее реализации в форме, существующей 90 лет, включая период, когда Россия стала и была сверхдержавой. Включая период, когда такая форма – государственная национально-территориальные автономии – не позволила РФ распасться, за что Минтимер Шаймиев и Муртаза Рахимов и награждены орденами и прочими отличиями.

Это поняла группа Сергея Георгиевича Кара-Мурзы – и потому с ней налажен плодотворный диалог, понял православный Народный Собор в Уфе, башкирские патриоты разных движей, некоторые группы левых, «молодогвардейцев», вузовских гуманитариев. Но все это – только начало.

Общественное сознание сейчас атомизируется ударными темпами, его превращают в бесформенную кучу песка, которой манипуляторы, окропив чем захотят, придадут любую форму. Пока, в переходный период, этого еще можно не допустить, и перехватить инициативу в воспитании масс. Конечно, скажем, у нас, в Башкортостане (да, если честно, и по всей России), нет пока достаточно сильных лидеров, маловат творческий, интеллектуальный потенциал для этого. Ждать, когда Вам на блюдечке преподнесут очередное единственно верное учение – это не к нам, товарищи. Мы только предлагаем осмыслить путь, по которому идем, и по которому следует идти. И твердо знаем, чего делать нельзя. Что делать – нужно решать самим, всем вместе, хотя некоторые контуры этого уже видны.

Нашим противникам несравнимо легче: они играют на понижение уровня рефлексии, на раскол, используя самые низкие животные инстинкты. Воспитывая тупой эгоизм – личный и национальный, в обстановке, когда недалеким он кажется единственным спасением. На их стороне – гранты Сороса и премии имени Сахарова, разработаны продуманные средства манипуляции: те же «помойные сайты» в РБ - лишь один из таких проектов, мелкая часть их силы. На их сторону, как мухи на падаль, слетаются маргиналы всех мастей, которым не по душе установление любого реального порядка. А таких в катастройку и последующее бедствие развелось немеряно. А главное, их негласно используют в своих интригах серьезные силы в элите государства и вне его. Уже 20 лет как они побеждают в РФ. Но победить до конца никак не могут. Потому, что они – враги народа, а мы – его часть. И пока не ушло поколение с исторической памятью, пока у нашей молодежи, по инерции, еще теплится потребность жить гражданами уважающей себя страны – мы действуем в интересах подавляющего большинства населения.

Карагай

 

Комментарии (45)
Добавить комментарий
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Тимур
#1 Тимур Гости 20 марта 2010 09:14
Кого из экс-разработчиков проекта "Кук буре" вы имеетЕ ввиду?
Гирей
#2 Гирей Гости 20 марта 2010 09:57
Кувейти, Тимур smile .
Роберт
#3 Роберт Гости 20 марта 2010 15:42
Ваш традиционализм сводится к здравому смыслу, и к идеологии "мы за все хорошее против всего плохого". Напомнил Единоросовский язык про российский консерватизм, только в региональном разрезе. Т. е. сохранение правящей элиты как можно дольше и создание видимости перемен и соответствующая идеологическая обработка населения. Вы в статье делаете упор на традиции башкирского этноса, все-таки представляется сомнительным, что эти традиции приняты как свои татарами, русскими и др. И не кажется, что суверенитет РБ является значимой ценностью для татар, русских Башкирии, да и для самих башкир, о чем свидетельствует малочисленность митингов Кук буре.
Гирей
#4 Гирей Гости 21 марта 2010 00:40
Цитата: Роберт
Ваш традиционализм сводится к здравому смыслу, и к идеологии "мы за все хорошее против всего плохого".
Рад, что поняли. Только почему-то немалое кол-во народа, особенно наверху, против и всего хорошенго, и здравого смысла.
Цитата: Роберт
Напомнил Единоросовский язык про российский консерватизм, только в региональном разрезе.
Этот консерватизм они просто, извиняюсь, сперли у действительно сильных мыслителей ХХ века через 5 лет мучительных раздумий smile . Плохо ведь не то, что они говорят - говорят они часто правильно, а то, что продолжают делдать обратное тому, что говорят, шизофрекнизация власти, называется. А мы - если говорим, что ЗА традиционные ценности - так их и отстаиваем. И потому не приемлем под любыми предлогами "помоечные" приемы типа "Помним Дашу, мать вашу!" или "Смерть мажоров"
Цитата: Роберт
Вы в статье делаете упор на традиции башкирского этноса,
Потому что я башкир. Русский традиционалист сделает упор на русских - он их лучше знаетще-сецифика РБ.
Цитата: Роберт
И не кажется, что суверенитет РБ является значимой ценностью для татар, русских Башкирии, да и для самих башкир,
Мне тоже. Как старый бренд - не является, но такой никто и не требует защищать. А вот автономия - иное дело. КБ - это вообще не показатель, это клуб. Дело не в ценности, а в том, что никакой угрозы автономии большинство просто не ощущает, в полит-Инте пасется мизерный процент людей и это хорошо. Но и в Инете нужно вести Просвещение. Чем и занимаемся с первой страницы.
Starik
#5 Starik Гости 21 марта 2010 02:17
Снова спрашиваю "Гирея", как же Вы собираетесь консолидировать "башкортостанское" общество на фоне безудержной траты денег на титульные мероприятия типа "Всегалактического Курултая", на возвеличивании символов, большинством населения отвергаемых, на фоне "переделки" менталитетов народов, населяющих наш регион в один - титульный менталитет. Здесь Вы такой пушистый, прямо слеза умиления пробивает. Но действительность, которую Вы рьяно защищаете, говорит о другом. О моральном притеснении, о желениии причесать всех под титульную гребенку. Или опять не ответите, обидившись, что не приемлю ваших восторгов Валиди. Ну не могу я принять за героя человека, который посещал гитлеровские концентрационные лагеря, о которых то не все немцы знали. Потому что был Валиди доверенным лицом у гитлеровцев. Потому, что был Валиди врагом моей Родины!
Starik
#6 Starik Гости 21 марта 2010 03:36
Что касается теории "традиционализма", то её как таковой не просматривается. Есть набор пожеланий в стиле Кота Леопольда -"Ребята, давайте жить дружно!", да ещё на треть сдобренных уже ритуальной руганью "неудобных" сайтов. Хотя бы в "теоретической" работе обошлись бы без ругани.
Гирей
#7 Гирей Гости 21 марта 2010 04:37
Цитата: Starik
как же Вы собираетесь консолидировать "башкортостанское" общество
Крайне просто: отделив обиженных. Если человеку безобидный Курултай покоя не дает, ему взамен аналог Армии Страны Басков требуется - то он из ушибленных перестройкой, он - не с нами. На чем консолидировать - я указал, см. выше. Термин "башкортостанское" - не мой, приписывать другому свое - несерьезно.
Цитата: Starik
Потому что был Валиди доверенным лицом у гитлеровцев.
Сначала ответьте за свою ложь. Вот сейчас - опять ложь. Доказательств нет, во лжи уличены. Да или нет? Пока не ответите и не извинитесь, разговаривать с Вами не о чем.
Цитата: Starik
Потому, что был Валиди врагом моей Родины!
Покажите мне ее, я ее не вижу. Казахстан? Вы не в нем. СССР - Вы его про...играли и не жалеете. РФ? Принципы данной федерации заложены именно при активном участии Валиди.
Цитата: Starik
на возвеличивании символов, большинством населения отвергаемых
это каких? Салават Юлаев - 80 лет признан всеми, кроме кучки мерзавцев, решивших стать новыми перестройщиками. Аксаковы, Матросов, Шаймуратов, Кусимов - признаны всеми. Валиди - единственный официальный, но не общенародный символ, все остальные - и официальные, и народные.
Цитата: Starik
О моральном притеснении, о желениии причесать всех под титульную гребенку.
Это где? Обиженных морально не ущемить нельзя, они по природе обиженные, о них я не думаю. "Помойки", включая ОУ, пытались, конечно, морально притеснить башкир, оскорбляя их и очернить русских, выдавая их за анонимных трусливых пачкунов и татар - за еще более трусливых слуг этих пачкунов. Но это пока не слишком серьезно, весь улов за 2 года - 3 обманутых пенсионера. Негусто. Как раз в РБ ни о каком причесывании нет речи, нигде в РФ более в школах нет такого разнообразия родных языков.
Starik
#8 Starik Гости 21 марта 2010 06:12
"...нигде в РФ более в школах нет такого разнообразия родных языков." И над всеми господствует титульный, хотя МГР сказал, что учат его добровольно. А вот Вы не согласны с МГР, потому, что говорите - обязаны учить все, потому, что "государственный". Самого Президента РБ опровергаете! Не уважаете, оказывается, Вы власть!
Ильдар Атауллин
#9 Ильдар Атауллин Гости 21 марта 2010 06:43
Замечательная статья, как раз такая и давно требовалась! Хорошо что оставили тактично много ниш, которые предполагается заполнять посредством совместного диалога с другими силами.
Постараюсь проработать и свой теоретический "фронт работ".)))

"Вы в статье делаете упор на традиции башкирского этноса, все-таки представляется сомнительным, что эти традиции приняты как свои татарами, русскими и др. И не кажется, что суверенитет РБ является значимой ценностью для татар, русских Башкирии, да и для самих башкир, о чем свидетельствует малочисленность митингов Кук буре."
Мы не отказываемся от этого, но как говорил товарищ Сталин, кто если не сами представители национальностей должны заниматься собственным национальным развитием?

"Плохо ведь не то, что они говорят - говорят они часто правильно, а то, что продолжают делдать обратное"
А как еще иначе проводится-то манипуляция общественным сознанием! Только так; несоответствие слов делу, дел словам)))

"Но и в Инете нужно вести Просвещение. Чем и занимаемся с первой страницы."
Золотые слова!


"Но действительность, которую Вы рьяно защищаете, говорит о другом."
Это (мое мнение) не наша действительность, и не "наши" управленцы. ЭТИ не способны к прогрессии. Но мы за диалог с адекватными людьми из любых социальных слоев этого социума.

"Хотя бы в "теоретической" работе обошлись бы без ругани."
"Ленинская" традиция понимаете-ли))))

Гирей
#10 Гирей Гости 21 марта 2010 06:48
Цитата: Starik
над всеми господствует титульный,
Каким образом он "господствует"? Как 2-3 часа могут "господствовать" перед 5-6? Вы считать умеете?
Цитата: Starik
хотя МГР сказал, что учат его добровольно.
Точнее, он хотел, чтобы учили так. А Вы его еще националистом называете, не цените. Вот и в вопросе о языке - поддержали б в 2003 его, реального политика - расклад мог бы другой быть. Я тоже думаю, что начинать надо было с добровольного, не торопиться. Но раз уж начали, то помнить - юридически двуязычие бесспорно.
На вопрос Вам Вы так и не ответили, который месяц: Вы (и Вам) про участие Валиди в СС и Вермахте солгали или нет? По теме разговаривать неспособны, токмо одно и то же о языке. Идите в тему, пожалуйста. Целую группу создали, все мало. Скучный Вы собеседник. Точнее, никакой. Отвечаю из вежливости и уважения к возрасту.
ФСБ
#11 ФСБ Гости 21 марта 2010 08:15
Во и ребятишки перепечатку уже дали! lol
http://www.liveinternet.ru/users/3677240/post123153157/
Starik
#12 Starik Гости 21 марта 2010 09:39
"Точнее, он хотел, чтобы учили так." Не редактируйте Президента! В итерьвью МК он так и заявил - "у нас учат добровольно". Так кто же врет? Не Вы ли, "Гирей"? "...юридически двуязычие бесспорно." Небесспорно, а навязано! Бог даст, скоро скинем это ярмо! А то не получится "традиционализма".
Гирей
#13 Гирей Гости 21 марта 2010 09:44
Цитата: Starik
Небесспорно, а навязано!
Статью Конституции приведите. Пока не приведете - врете Вы: я опираюсь на Конституцию РБ и РФ.
Цитата: Starik
Бог даст, скоро скинем это ярмо!
wink Ну вот, опять истерика. Отвечайте на вопрос: соврали про Валиди или нет. Уже не Орлов, а Вы лично, ибо признавать его ложь у Вас сил не оказалось, Вам хочется, чтоб она была правдой.
Азамат
#14 Азамат Гости 21 марта 2010 13:21
В предложенные Карагаем тезисы (крупными буквами) попробовал вставить вместо слова "традиция" какое нибудь другое. Например, - "красота", "завет", "эстетика". И вот что получилось:
СОВРЕМЕННОЕ (красивое, заветное, эстетическое) ОБЩЕСТВО – ВМЕСТО ОБЩЕСТВА ПОТРЕБЛЕНИЯ;
(красоту, заветы,эстетику) ДРУЖБЫ НАРОДОВ – ПРОТИВ ТЕХНОЛОГИЙ РАСКОЛА;
(красоту, заветы,эстетику) СИЛЬНОГО, НЕЗАВИСИМОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА – ПРОТИВ КОЛЛАБОРАЦИОНИЗМА И БЕЗВОЛИЯ;
(красоту, заветы,эстетику) СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ – ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДАРВИНИЗМА;
НАРОДНУЮ (красоту, заветы,эстетику) КОЛЛЕКТИВИЗМА – ПРОТИВ ИНДИВИДУАЛИЗМА «ЛИБЕРАЛОВ» и выдуманных ими фашизоидных «правых», против безумных проектов «возрождения протестантской этики в России»;
(красоту, заветы,эстетику) САМООПРЕДЕЛЕНИЯ НАРОДОВ – ВМЕСТО МАНИПУЛЯЦИИ НАРОДАМИ;
(красивые, заветные,эстетические) РЕЛИГИИ БАШКОРТОСТАНА: ИСЛАМ, ПРАВОСЛАВИЕ – ПРОТИВ СЕКТАНТСТВА, СУЕВЕРИЯ И НЕОЯЗЫЧЕСТВА.
(красоту, заветы,эстетику) МЕРЫ – ПРОТИВ ЭКСТРЕМИЗМА И РАДИКАЛИЗМА;
(красоту, заветы,эстетику) УВАЖЕНИЯ ВСЕЙ СВОЕЙ ИСТОРИИ – ПРОТИВ ДИСКРЕДИТАЦИИ ЕЕ МАНИПУЛЯТОРАМИ.

Уважаю Ваше трудолюбие Карагай! Попробуйте параллельно развивать "красивизм", "заветизм", "эстетизм" .... Продолжить?
Гирей
#15 Гирей Гости 21 марта 2010 13:40
Цитата: Азамат
Продолжить?
Не нужно, глупостей от
Starikа уже хватает, куда еще. Вы с ним, кстати, земляки по рождению.
Цитата: Азамат
Уважаю Ваше трудолюбие
А я к Вашему не знаю, как здесь отнестись. Вроде детсад давно позади, а старается человек, корел, копировал, вставлял, думал, что остроумно smile .


P.S. "Корпел", конечно. smile
Азамат
#16 Азамат Гости 21 марта 2010 14:41
Ну а если без иронии, то признаюсь, мне импонирует добросовестность Вашего поиска.
Отнюдь не завершенного, но обнадеживающего, если отбросить пиетет к восторгам а ля Кара-Мурза, которого Вы уже давно переросли, хотя и не спешите себе в этом признаться.
С ним то все понятно, ему хоть как назовись лишь бы сохранить и склеить осколки советской (по факту квази-византийской) геокультурной матрицы, которая до сих пор не отпускает пост.совок как показали выборы в Украине. Которую большевикам удалось насадить и взрастить только вырезав под корень в 20-30-х гг. ХХ в. носителей национальной культурной традиции.. Думаю сейчас уже нет нужды убеждать и участники дискуссии пришли к пониманию, что проект СССР лишь эпизод, частный случай, форма - бытия той удивительной сущности, о которой писал Заки Валиди в прощальном письме башкирскому народу: "Наш народ, как трава пырей: если в земле останется хотя бы маленький его кусочек, вскоре распространяется на весь сад". Так в чем же состоит живительная сила и содержательная суть этой сущности или если хотите "традиции"? Которая даже в условиях беспрецедентного советского насилия над человеческой природой, затмившей по своей жестокости концентрационные лагеря фашизма, смогла выдержать чудовищные испытания, дать миру новые достижения труда, создать задел прочности, позволяющий и сегодня как то противостоять моральному разложению?
Что же это за сущность? - если не традиции духовной культуры нашего народа? Этика трудолюбия, скромности и терпеливого благородства, так присущие детям Урала.


Гирей
#17 Гирей Гости 21 марта 2010 15:02
Ирония, уважаемый Азамат, - это когда не нужно объяснять, что это - ирония. Потому отбрасывать нечего. smile
Цитата: Азамат
Которая даже в условиях беспрецедентного советского насилия над человеческой природой, затмившей по своей жестокости концентрационные лагеря фашизма,
Муса Муртазин, генералы Шаймуратов и Кусимов, сотни тысяч егетов и офицеров, гаскаровцы, вся наука и промышленность РБ, сама Ваша, легко узнаваемая матрица постсоветского интеллигента - это все, конечно, тяжело было выдержать smile . Вы с типично советским идеакратическим упорством продолжаете цепляться за антисоветскую риторику, из-за этого постоянно портя противоречиями свои здравые мысли. Например, ясное понимание того, что:
Цитата: Азамат
проект СССР лишь эпизод, частный случай, форма - бытия той удивительной сущности, о которой писал Заки Валиди в прощальном письме башкирскому народу
. А о чисто башкирских национальных традициях писать нужно отдельно. Попробую. О них многие писалти. Хорошо, например, у З.Я.Рахматуллиной. Мою полемику "В защиту традиции" по ее поводу помните? smile Завтра ссылку кину, если найду.
Азамат
#18 Азамат Гости 21 марта 2010 15:15
В "Воспоминаниях" Заки Валиди центральным персонажем является даже не он сам, а скорее его отец. Человек, который, как пишет Заки: "несмотря на мороз в любую погоду совершал намаз", был знатоком народных дастанов и кубаиров, хотя и ставил себя скромнее других, которому Зейнулла-ишан доверил быть имамом и руководить медресе.. Которого на страницах "Воспоминаний" вспоминают разные люди то в Стамбуле, то в Хиджазе, то в Европе. Общение с которым оставило в их памяти отпечаток. И ведь таких как он было немало! Скромных учителей просветителей, которые стоят в одном ряду с такими как Акмулла, Ризаеэддин бин Фахретдин, Мухаммедсалим Уметбаев, Зейнулла-ишан Расулев, - Разве не им мы обязаны этике культурной традиции и нравственного воспитания? Разве не они есть источник нравственной силы, едва сохранившейся через поколения, несмотря на атеистический пресс пресмыкательства, стяжательства и бездуховности?
Поэтому, отставим в сторону Кара-Мурзу и прочих апологетов нафса, уповающих на удержание духовного и политического господства..
Все что он смог - поставить назревший вопрос, и на том ему респект. Ответы - ищем глубже..

Гирей
#19 Гирей Гости 21 марта 2010 15:30
Цитата: Азамат
Разве не они есть источник нравственной силы, едва сохранившейся через поколения, несмотря на атеистический пресс пресмыкательства, стяжательства и бездуховности?
Они тоже. Только не сохраняется она "через поколения", по воздузу. А то Вы прямо как татарист начинаете рассуждать: было когда-то КХ? Было. значит, традиции государственности хранились 400 лет, чтобы вдруг опуститься на чьи-то просвещенные головы smile . Передаточной инстанцией было именно советское и постсоветское поколение, и перескакивать ч/з него, строя воздушные замки дореволюционного прошлого - заблуждение, которое уже является стращшным рычагом манипуляциии массовым сознанием через мифы т.н. "Белого движения". Нам-то оно зачем? Это - неверная методология. Черпать же у Акмуллы, Фахретдина, Уметбаева, Расулева, Курбангалиевых - конечно, нужно. Черпаем, Иншалла. Но в статье речь шла не только/столько об этнонациональном аспекте традиционализма, сколько о цивилизационном.
Азамат
#20 Азамат Гости 21 марта 2010 15:45
Муса Муртазин, генералы Шаймуратов и Кусимов, сотни тысяч егетов и офицеров, гаскаровцы, вся наука и промышленность РБ, сама Ваша, легко узнаваемая матрица постсоветского интеллигента - это все, конечно, тяжело было выдержать smile .
Карагай, а причем здесь Советская власть? Вы что, всерьез допускаете
это они обязаны Советской власти, а не она им?
Творческие, созидательные силы народа - это одно, а Советская власть как политический режим - это совсем другое. Вы думаете Муртазин от хорошей жизни пошел в коммунисты? А Шаймуратов и Кусимов, знаете выросли в советской школе, в условиях закрытого идеологического и информационного пространства исключающего партийный и мировоззренческий выбор. Они то - герои, но это их заслуги, а не Советской власти и не ВКП(б)-КПSS. Так что мухи отдельно, котлеты - отдельно. Да, КПСС вложила в образование. Но и дивиденды срубила по максимуму. Я своим образованием обязан отнюдь не коммунистам, а трудолюбию своей мамы и миллионов других тружеников. А трудолюбие и порядочность ей привили карт-атай и карт-эсэй. И Советская власть тут абсолютно ни причем, даже если они ей верили, не имея выбора.
Гирей
#21 Гирей Гости 22 марта 2010 00:57
Цитата: Азамат
Карагай, а причем здесь Советская власть? Вы что, всерьез допускаете это они обязаны Советской власти, а не она им?
Здесь все просто: это была ИХ власть. Они ее строили, они ее защищали и в ней жили. И если Вам этот факт не нравится, он не перестает быть фактом.
Цитата: Азамат
Творческие, созидательные силы народа - это одно, а Советская власть как политический режим - это совсем другое.
Да нет, второе - оформление первого. Как и любой долгосрочный и результативный режим.
Цитата: Азамат
Вы думаете Муртазин от хорошей жизни пошел в коммунисты?
А надо было от хорошей. От какой была, главное - пошел. И воевал. Очень хорошо.
Цитата: Азамат
А Шаймуратов и Кусимов, знаете выросли в советской школе, в условиях закрытого идеологического и информационного пространства исключающего партийный и мировоззренческий выбор. Они то - герои, но это их заслуги, а не Советской власти и не ВКП(б)-КПSS.
Это как т.е.? Они советские люди, Герои Советского Союза, и вдруг - не "заслуги власти". Они уже делом доказали, как отвечали на такие слова. Тому, кому отвечали, приходилось туго. Это все равно, что сказать - Вы выросли в условиях жесткой манипуляции сознанием в игрушечной постсоветской республике, а потому у Вас исключен мировоззренческий выбор. Доля истины в обих утверждениях есть, но от отвестственности ни Вас, ни их это не избавляет. История рассудила, они - герои сверхдержавы и своего народа. А мы - увы.
Цитата: Азамат
Да, КПСС вложила в образование. Но и дивиденды срубила по максимуму.
И что? Я думал, дивиденды срубили прежде всего те, кто бесплатное и неплохое образование получил.
Цитата: Азамат
А трудолюбие и порядочность ей привили карт-атай и карт-эсэй. И Советская власть тут абсолютно ни причем, даже если они ей верили, не имея выбора.
Как т.е. не причем? Они ей верили. И в ней себя проявили. Не уважать этого - как не уважать, скажем, башкирских восстаний, в которых проявили себя Карасакал и Алдар-батыр. Прекратите фетишизировать Советскую власть, и все встанет на свои места. Это - просто период. На запасах которого до сих пор живем, ничего нового не создав. Мне вообще надоела обостренная реакция на это, вечные споры о прошлом, честно говоря.
Алекс
#22 Алекс Гости 22 марта 2010 01:24
"Русских пока выручает огромная численность. У башкир такой, ста сорока миллионной живой подушки нет." И у русских этой "подушки" нет, настоящих русских не так уж много.
White Wolf 2008
#23 White Wolf 2008 Гости 23 марта 2010 03:13
Алекс,
чушь про "настоящих русских не так уж много".
геном русского расшифрован, 80% русских (более 100 млн.) - кровные родственники с арийской гаплогруппой Y-хромосомой R1a1
Азамат
#24 Азамат Гости 23 марта 2010 04:46
Карагай: в статье речь шла не только/столько об этнонациональном аспекте традиционализма, сколько о цивилизационном.

Правильно! О цивилизационном! Но неужели Вы всерьез допускаете, что "традиционализм" от Кара-Мурзы с советско-византийским душком и башкирские национальные культурные и политические традиции суть одного цивилизационного корня? Империя на то и империя чтобы паразитировать. Особенно это справедливо в отношении нео-византийской (российской) политической и культурной традиции, и угнетения тюрко-мусульманской цивилизационной традиции. Согласитесь - это разные цивилизации. И вообще, если заменить термин "традиция" на "цивилизация", то методологически Кара-Мурза последователь Хантингтона, только преподносит материал в интересах византийско-российской имперской традиции, включающей СССР.
Но есть и другая цивилизационная традиция. Напомню "Прощальное письмо башкирскому народу" Заки Валиди. "Совершенные нами дела, как и дела Кучук-султана, Мурат-султана, Бишай-султана, Ырыс-Махмуд-султана, Карасакала, Батырши, Салавата, Аблая и Кенесары оставят о себе великие воспоминания...". Уверен, что рух этих батыров, питавший башкирские полки ХХ в., живет и будет жить и в ХХI веке. В этом и есть наша цивилизационная традиция, как бы не парили нам мозги.
Гирей
#25 Гирей Гости 23 марта 2010 08:49
Ничего подобного, совершенно разные методологии и проблематика. К Хантинг-тона как профессионалу хорошо обращаться при характеристике типов модерни-зации. К "цивилизационному подходу" же - только в силу журнальной популяр-ности, а так лучше - к Тойнби, Шпенглеру, в российской традиции - евразийству. Кара-Мурза как раз традиционализма как такового не развивал, он просто иссле-довал Советскую цивилизацию и анализировал причины ее краха и нынешнее положение вещей, не более.
Цитата: Азамат
Уверен, что рух этих батыров, питавший башкирские полки ХХ в., живет и будет жить и в ХХI веке
Совершенно верно. О том и речь. Вот и вспомните результаты их работы - Башкирское Войско, Республика Башкурдистан – БАССР, а отсюда и нынешний Башкортостан. Самая советская из автономий РФ, кстати говоря. Так что рух Шаймуратова, Кусимова и их егетов действительно будет жить и в 21 веке. Потому и сайт назван – РБ - ХХI век. smile
А если подытожить по сути, то повторяю: попытка «перескочить» к Валиди, ми-нуя советский период, либо слепить из него икону, минуя весьма значимое для нас наследие иных его современников, включая врагов – Курбангалиевых, Ху-дайбердина – это и есть утопизм и разрыв традиции. ЛДо сих пор в том то и сила нашего информационного поля была, что в нем уживались Валиди, Муртазин, Курбангалиевы, Худайбердин, Халиков и т.д. В том то и преимущество перед расколотым полем РФ.
Виконт
#26 Виконт Гости 23 марта 2010 15:37
Мне вот интересно, чем Азамату византизм не нравится, да и советизм, если честно, тоже;) Без отсылки к Сталину и репрессиям - а именно принципиально. И желательно по пунктам.
Азамат
#27 Азамат Гости 24 марта 2010 00:23
Хороший вопрос!
Ответ первого уровня (наскоро): разная идентичность и наследие многовекового противостояния. Согласитесь ареал византизма с конца 15 века, когда он закрепился в Москве, после того как его вышибли из Константинополя, существенно распространился. В основном за счет сокращения ареала тюрко-мусульманской идентичности, умелой римской колонизационной традиции "разделяй и властвуй".
Возникает вопрос - если византизм России как бы конкурентоспособнее, то чем он хуже для индивидуального выбора? Ничем не хуже если мыслить в категориях социал-дарвинизма и экономико-центризма. Ценности продвигаемые в западной и в советско-византийской традиции.
Но если сместить акцент и во главу угла поставить ценности духовности, социальной гармонии и обще-жития, семьи, то картина меняется. Философия "человек человеку - волк" не воспринимается в тюркском ауле и в мусульманском джамаате. Мерой человеческого достоинства является не категория "успеха", материализованная в эквиваленте финансового и политического доминирования, но авторитет порядочного (праведного) и здорового образа жизни, где интересы социальной общности ставятся выше частных индивидуалистических интересов.
Что актуальнее в 21 веке - каждый решает сам. Я выбор сделал. АльхамдулиЛлаh.
Гирей
#28 Гирей Гости 24 марта 2010 00:42
Цитата: Азамат
Ценности продвигаемые в западной и в советско-византийской традиции.
Абалдеть, как говорит уважаемый Ирек. Но ведь это противоположные ценности! Я не говорю уже, что ничего "римского" увидеть в российском типе колонизации не получится. Но такой степени мифологизации не ожидал. Получается, Вы "византизмом" просто обзываетесь, давая ему те характеристики, какие захочется, а не те, которые данной мифологеме принято приписывать.
Огорчили прямо, я то думал - вот сейчас с Виконтом хорошо этак подискутируете, покажете ему уровень sad .
Все же лучше Вам придерживаться правового подхода - вот в нем Вы сильны smile .
Виконт
#29 Виконт Гости 24 марта 2010 13:17
Азамат, извините, но я ничего не понял. "Ценности духовности, социальной гармонии и общежития, семьи" - это ценности И византийской традиции, И советской. То же касается и "мер человеческого достоинства" - праведность Православия, монашеское подвижничество, служба катехону, для Византии; истинность "научнообоснованного светлого будущего", человечность, профессиональность, для СССР. Причем, всех отличий - только в большем светском характере советского строя и опора на другой пласт идей, сами же социокультурные системы одинаковы - и практически полностью противоположны западу.
Кстати, с чего вдруг расширение византизма и советизма шло за счет "сокращения ареала тюрко-мусульманской идентичности"? Исторически скорее наоборот, расширение арабо-мусульманской идентичности шло за счет сокращения идентичности православной (в отношении Византии), либо распространение государственных форм включало в себя мусульманскую идентичность (миссионерскую деятельность как акт вражды будем учитывать, или не стоит такой глупостью заниматься?). Советская идентичность - совершенно иной процесс, это качественный, модернизационный переход под давлением "парадигмы просвещения" - тут уж кого-либо обвинять смысла нет. В конце-концов, никто не заставлял (в отличие от "экономического принуждения" в Халифате) отказываться от ислама, и, например, мой дед был вполне себе искренним коммунистом-сталинистом.
Азамат
#30 Азамат Гости 24 марта 2010 16:43
Итак, беседа плавно перешла к выяснению содержательных отличий некоторых цивилизационных систем - западной (в коей присутствуют протестантский ареал, и католический); православно-византийской, и допустим, советской модели (хотя Бердяев скорее прав относя СССР к квази-православной, проявившейся в светско-модернистском нео-имперском варианте византийской традиции); арабо-мусульманской и тюрко-мусульманской традиции. О персо-мусульманской шиитской традиции речь пока не идет. Не претендуя на исчерпывающий перечень квалификаций, наскоро обрисую некоторые отличия:
Духовность и соборность в православии безусловно присутствуют, в самостоятельном, отличном от западной и мусульманской традиции ключе. Но существенно разнится характер взаимодействия светской и духовной власти. В православной политической традиции церковь благославляет империализм государства - это нормально. В католической - империализм церкви. В протестантской - империализм бизнеса (протестантсткой этики). В мусульманских традициях тюрков, арабов и персов государственная власть занимает весьма подчиненное, служебное положение и де-факто нуждается в легитимации со стороны духовных авторитетов - алимов. Да, безусловно широкое распространение ислама присутствует, что создает ложное искушение предположить своеобразный "империализм" веры. Но его распространение происходит далеко не за счет государственной власти, зачастую даже вопреки. Поэтому это в любом случае не "государственный империализм". Поэтому тюрко-мусульманская, арабо-мусульманская, и персо-мусульманская политические традиции различаются по другим критериям, не связанным с имперским подавлением. Каким вполне характеризовался СССР - гигантская фабрика уничтожения инакомыслящих.
1 2
В Москве прошла международная конференция по вопросам традиционализма
В Москве прошла международная конференция по вопросам традиционализма 15 октября в Москве состоялось открытие Международной конференции Against Post-Modern World
Некоторое время назад руководством ВКБ (А. Галиным) был организован «круглый стол» с участием ряда молодежных организаций и представителей научных и общественных кругов
Хамер - харам (Алкоголь - запрет)
Хамер - харам (Алкоголь - запрет)
Хамер - харам (Алкоголь - запрет)
20.04.09 Вопросы религии
17 апреля на площади Салавата Юлаева состоялся митинг-акция «Хамер – харам» («Алкоголь – запрет»). Основными организаторами выступили мусульманские активисты
ТРАДИЦИОНАЛИЗМ В БАШКОРТОСТАНЕ
ТРАДИЦИОНАЛИЗМ В БАШКОРТОСТАНЕ
ТРАДИЦИОНАЛИЗМ В БАШКОРТОСТАНЕ
13.04.09 Идеология и Политика
Традиционалисты Республики Башкортостан разделяют многие идеи советских традиционалистов, но являются оригинальной, самостоятельной и широкой по воззрениям группой,
"Народный собор" готов поддержать проект РБ-XXI Пятнадцатого января в здании Башкирского
Бесплатно модули и шаблоны DLE Веб-шаблоны премиум класса