Интернет-пространство Башкортостана, межнациональные отношения в сети
05.04.2009 5 918 0 root

Интернет-пространство Башкортостана, межнациональные отношения в сети

Идеология и Политика
В закладки
Интернет-пространство Башкортостана, межнациональные отношения в сети

В России к 2007 году по результатам исследования «Интернет в России» пользователей Интернета насчитывается около 26,8 миллионов (18+). На сегодняшний день, каких либо исследований о вовлеченности населения Башкортостан в сеть интернета нет. Лишь для примерной ориентировки можно привести данные по Приволжскому федеральному округу. Здесь вовлеченность населения в интернет относительно высок и составляет 4,8 миллионов человек, что составляет 18 % по отношению к общему числу жителей округа.

Согласно данным Фонда Общественного мнения (ФОМ) значительную часть пользователей всего российского интернета составляют мужчины с высшим образованием и относительно высокими доходами, живущие в крупных городах и имеющие доступ в сеть на работе. В первую очередь, интернет осваивается людьми, которые занимают активную жизненную позицию, регулярно получают информацию из СМИ и транслируют ее в процессе общения тем социальным группам, в которых имеют влияние.

Но в условиях региона данная часть значительно омолаживается. К тому же, число пользователей по отношению всему населению России очень мал. И, безусловно, не соотносим с другими видами средства массовой информации (телевидение, печатные издания), что заставляет нас отнести российский интернет к массовой коммуникативной среде лишь в перспективе (по социологическим исследованиям лишь 40% от общего числа интернет-пользователей относиться к потребителям информационных ресурсов. Естественно данные показатели снижаются в регионах с преобладающим «молодым» потребителем, ориентированного на развлекательные ресурсы).

Было бы ошибкой представлять, что пользователи Интернета составляют некую субкультуру нашего (реального) общества. Интересы у людей, пользующихся сегодня интернетом, самые разные. В этом смысле Интернета как единой среды не существует. Есть множество существующих параллельно и пересекающихся между собой "интернетов", каждый из которых говорит на своем языке и, безусловно, отвечает интересам (точнее отражает интересы) той или иной группы в конкретное время. Более того, пользователь как субъект этого «интернета», единица сугубо не постоянная.

В этом отношении, предметом исследования должна являться совершенно виртуальная и в достаточной степени автономная конструкция внутри общественных, в их числе межнациональных, отношений. Основываясь на определении Джорана Ларсена интернет представляет собой «иммерсивную и интерактивную имитацию реалистичных и вымышленных сред». Виртуальный мир - это иллюзорный мир, в который погружается и с которым взаимодействует человек, причем создается этот мир некоей имитационной системой, способной формировать соответственные стимулы в сенсорном поле человека и воспринимать его ответные реакции в моторном поле в реальном времени.

Подходя к рассмотрению Интернет ресурсов информационного пространства РБ, следует сказать, что данная тема никогда не становилась объектом конкретного исследования. Поэтому работа имеет описательный характер, где будут рассмотрены наиболее ключевые направления и особенности работы тех или иных сайтов характеризующие межнациональные отношения в регионе. Но, как было сказано, отражение в интернете реальной ситуации должно приниматься при учете больших погрешностей. До сих пор нет более менее точной методики подсчета кроме количественных показателей.

Интернет сайты охватывающие национальное пространство Республики Башкортостан представлены в разной форме: новостные, историко-краеведческие сайты, форумы и др. Предполагая, что собственно сам интернет во всей своей совокупности относиться к СМИ, целесообразнее будет рассматривать роль и значение интернета в межнациональных отношениях в рамках различных интернет-ресурсов, с учетом их специфики и особенностей. К ним можно отнести три основных ресурса: новостные ленты официальных интернет- и печатных изданий; оппозиционные интернет-издания; национально-региональные ресурсы информационно-обменной сферы (форумы, чаты).

Современные национальные отношения находятся в неразрывной связи с региональной (в нашем случае РБ) идеологией, но эта идеология, накладываясь на весьма специфичную интернет-среду, создает весьма своеобразные формы.

Особенностью интернета (не только российского) является то, что интернет-пользователей фашистов, антисимитов и др. не больше чем в реальной жизни, но активность их интернет ресурсов несоизмерима велика. И проявляют большую активность в информационном пространстве, где созданы специфичные условия коммуникативной среды как интернет. Но весьма показательно, что подобные сайты фашистов на информационном пространстве РБ не заняли какую-либо нишу. В первую очередь, конечно, это объясняется с тем, что эти ресурсы слабо востребованы среди самого населения РБ. Однако в информационном пространстве РБ обрело свою основу другое, ставшее его альтернативой, явление (хотя данный факт ни со стороны «скинов» (возможно его части), ни самими активными пользователями этих сайтов не признается). Условно его можно назвать политизированным национализмом.

Его появление в сети в основном обусловлено исключительно с политическими интересами оппозиционных групп. Использование национального фактора (зачастую в негативной форме) используется в тесной привязке к политической ситуации в регионе и, в первую очередь, конечно, властной структуре. Рассмотрим данную особенность в рамках развития всего российского интернета.

Дело в том, что, в отличие от Европы и Америки, в России интернет-технологии в значительно большей степени были востребованы в политической среде, нежели в сфере бизнеса. Это является важной особенностью развития российского сегмента всемирной сети. Определяющим фактором развития российского интернета в конце 1990-х – начале 2000-х годов стала активность крупных политических структур, а не коммерческих организаций. В эти годы в России происходил процесс освоения различными политическими субъектами (политическими партиями и движениями, институтами государственной власти, медиа-структурами и др.) интернета в качестве средства политической коммуникации. Будучи порождением американской военно-инженерной мысли, развивающийся во всем мире как коммерческая информационная среда, интернет в России был удачно включен в сложившуюся к середине 1990-х гг. политическую систему.

Специфические возможности интернета были использованы различными субъектами российской политической жизни в информационных войнах, во время выборов, в ходе осуществления международной информационной политики. И, как правило, один из ключевых моментов общественных отношений как межнациональные оказались включены в эту специфичную систему с каждым годом используясь все активнее. Зачастую базирующаяся на тоталитарных установках, часть оппозиционно настроенных кругов использует тематику межнациональных отношений как рычаг давления отнюдь не на действующую власть, а на население региона. Аппелируя к эмоциям под видом противостояния и борьбы с национальной дискриминацией, фактически создается почва для достижения тех или иных политических целей (как то привлечение электората, дискредитация или смена власти), причем какими средствами они достигаются не играет особой роли. Антагонизм между властью и оппозицией приводит к распространению посредством СМИ враждебной идеологии основанной на идеях шовинизма и ксенофобии. Возможным продуктом такого информационного давления в конечном итоге становится рост напряжения в регионе. В первую очередь это отражается на межнациональных отношениях.

Вообще межнациональные отношения в Интернете относительно нашего региона, можно условно разделить на две части. Главным критерием будет являться степень выраженности национального фактора в конкретной политической ситуации. То есть насколько в отношении того или иного события или факта проявляется национальный интерес. Причем зачастую в завуалированной или же, наоборот, в чересчур раздутой форме. К первой можем отнести сайты с наиболее ярко выраженной политической подоплекой. Проще говоря, оппозиционные сайты. Материалы в них в основном направлены на привлечение внимание людей посредством апелляции к этнической дискриминации. Подобные сайты как правило востребованы политическими субъектами которые имеют весьма ограниченный доступ к печатным изданиям, не имеющих видных политических фигур. Виртуально создается весьма не соизмеримое представление противоречащей реальной ситуации.

К наиболее показательным относятся такие сайты как «Ревинформ», «Башньюз» и «Уфагуб». Первые два позиционируются в большей степени как новостные, аналитические, публикующие статьи преимущественно общественно-политического и социально-экономического характера. В них весьма слабо затрагивается национальный и историко-культурный аспект. В «Уфагубе» направленность содержания сайта (включая название «Уфагуб» - Уфимская губерния, дизайн, разделы и публикации) уже смещаются на почву национальных и межнациональных отношений. Сайт, в определенной степени, позиционируется как историко-краеведческий. И в этом обнаруживается его особенность. Обращая внимание на историю и культуру нации, скажем что она является осевой частью национально-культурного функционирования социума. На нем базируется образ и характеристика любого национального образования. Альтернативная история, в каком качестве собственно предоставляется материал, как правило, предполагает не столько созидание и предложения какой-либо цельной альтернативной национальной истории, сколько однозначное отрицание и критика каких-либо установившихся представлений нации.

Важным характерным явлением стала публикация материалов, признанных научной средой, ученых-гуманитариев, писателей: Д.М. Исхакова, В. Тишкова, М. Ахметзянова, А. Халима, «независимых историков» Н. Швецова, С. Орлова и др. Спектр затрагиваемых вопросов в публикуемых материалах довольно широк, но традиционно касаются наиболее популярных вопросов истории и культуры Башкортостана.


Наиболее популярными объектами «пересмотра» становятся популярные на данное время концепции относящие к объекту ксенофобии.

1) уровень общественного, культурного и политического развития объекта
(С. Теплов Башкирская Россия? (http://www.ufagub.com/news/chronograph/1045/))
Все эти земли принадлежали не башкирам, а Казанскому, Сибирскому ханствам и Ногайской Орде, то есть татарам. И эти земли отошли к Русскому государству не как подарок башкир, а как результат силового давления со стороны русских.

(Н. Швецов О чем поведал царский титул (http://www.ufagub.com/news/history/848/))
Территория Приуралья, южного Урала и Зауралья до в/п XVI в. была исторически разделена между тремя сильными государствами: Казанским, Сибирским ханствами и Ногайской ордой. Немногочисленное тюркское и финно-угорское население приуральских и зауральских земель было всего лишь подданными казанских, ногайских и сибирских властителей, и никем больше. Этнические самоназвания только ещё формировались, но были настолько шатки, размыты, переходны и плавающи, что говорить о них в современном понимании – несерьёзно. Были минцы, юрматынцы, табынцы и т.д. Но никаких "башкир" ещё не было…

(Д. Исхаков Ибн-Фадлан никогда не говорил про Башкортостан и современных башкир (http://www.ufagub.com/news/history/1026/))
надо все же внести уточнение: никакого «башкирского народа» в то время не было.
Зачастую, в публикациях утверждается о причастности всего народа или группе в преступной деятельности и их криминальные особенности в историческом прошлом представляя это как естественное качество данного народа.

«Воскресный вечер с Николаем Швецовым» _http://revinform.livejournal.com/173732.html
С другой стороны, кочевые и полукочевые народы материальные блага, не считая скотоводства, добывали относительно просто, путем насилия, разбоя и грабежей. Кочевые и полукочевые народы прельщала, в первую очередь, легкость, с которой добывались материальные блага земледельцев и высокий КПД этих разбойничьих нападений. И действительно, налетев на какой-то населенный пункт, да еще неожиданно, кочевники почти сразу становились владельцами материальных благ данного населенного пункта, а в придачу брали в полон его население и выгодно продавали купцам. Ничего не производя, за счет населения и грабежа КПД (? – Ю.Ю.) разбоя приближался практически к 100%. Поэтому основой экономической и общественной мотивацией любых бунтов, разбоев было именно быстрое и легкое обогащение с меньшими потерями и если возможно, то внезапно и без последствий для себя…
Было совершено нападение на Чумляцкую и Пещанскую слободы – только в деревнях последней башкиры убили и пленили 45 человек, выжжено 40 дворов, лошадей и скота угнано "без остатку".
Часто данная информация преподноситься в виде сравнения с соседними народами:

«Воскресный вечер с Николаем Швецовым» _http://revinform.livejournal.com/173732.html
Примитивная экономика протобашкир не позволяла им пользоваться теми благами, поддерживать тот уровень жизни, который имелся у соседних земледельческих народов — русских, татар, чувашей, марийцев, удмуртов. Проще было напасть на соседа и отобрать у него имущество. Именно этим и занимались протобашкирские племена.

2) Переоценка роли и значения каких-либо исторических событий и личностей:
(С. Теплов Башкирская Россия? (http://www.ufagub.com/news/chronograph/1045/))
Пришелся бы 450-летний юбилей на коммунистические времена, Рахимов распалялся бы и о походах-разбойничьих сражениях башкирского героя Салавата Юлаева с правительственными войсками. Однако, деяния Салавата по сегодняшним меркам – это терроризм, терроризм незаконных бандформерований. Поэтому, Рахимов срочно переквалифицировал этого разбойника, сжигавшего церкви, заводы, убивавшего мирных русских, насильника над женщинами в «первого поэта башкирского народа», назвав его «замечательным человеком».
(Н. Швецов Поводу 450-летия «присоединения» Башкирии к России. Особое мнение? (http://www.ufagub.com/news/history/54/))

XVI в. уж никак нельзя считать началом «объединения» русских и башкир, ибо такового не было ни тогда, нет и сейчас и нет этому никаких исторических источников (если не считать башкирские ШЭЖЭРЭ). Статистические данные показывают, что происходит скорее всего объединение башкир с татарами, но никак не с русскими. Ибо случаев изменения самосознания с башкирского на русское крайне мало, низок и процент смешанных русско-башкирских браков, и вообще ассимиляция русскими башкир затрагивает в основном лишь сферу языка. Что касается культуры, то при всем взаимопроникновении ее за последние столетия все же не наблюдается ее слияния.

3) современная социо-культурная ситуация в регионе
(В. Тишков Башкирия – это и есть Россия (http://www.ufagub.com/news/history/422/))
Если бы правящие в республиках нерусские элиты считали себя частью России и частью российского народа, тогда бы они не встречали президента страны лозунгом "Башкирия и Россия навеки вместе", ибо Башкирия — это и есть Россия (выделено публикатором – Ю.Ю.). Если бы симпатизирующие периферийному этнонационализму внешние противники России признавали ее как народ и как государство, то они не стали бы принимать международную резолюцию под названием "Агрессия России в Чечне". Немыслимы же лозунг "Техас и Америка навеки вместе!" (напомним, что аннексия Техаса произошла в середине 19 в.) или документ под названием "Вторжение США в Калифорнию" (по поводу использования армии США во время беспорядков в Лос-Анджелесе).

Как альтернатива предполагаются более «исторически оправданные» концепции виде нефундаментальных, в большинстве своем, публицистических статей:
(С. Орлов Уфимская губерния (http://www.ufagub.com/news/history/269/))

Сегодня, когда вокруг только и слышно труднопроизносимое «Башкортостан, Башкортостан…», мы предлагаем краткий исторический экскурс. Весьма редкий в наши дни. Потому как кто половчее предпочитают обходить названия: Уфимский уезд Уфимская провинция, Уфимское наместничество, Уфимская губерния.

(В. Тишков Башкирия – это и есть Россия (http://www.ufagub.com/news/history/422/))

Всеми доступными методами нам нужно решительно утверждать российский национализм, имея в виду осознание и отстаивание национального суверенитета и интересов страны, укрепление национальной идентичности российского народа, утверждение безоговорочного приоритета самого понятия российский народ. Всякие другие варианты национализма на основе этнических крайностей — от имени одного государствообразующего народа или от имени "дружбы народов" — несостоятельны и должны быть отвергнуты.

Большинство публикуемых материалов не могут сами по себе являться фактором для дестабилизации межнациональных отношений. Как правило, они представляют собой лишь альтернативное, в той или иной степени научное, мнение. Но здесь главное учитывать специфику использования данных публикаций в сети.

Интернет безусловно играет весьма существенную роль в обострении межнациональных отношений. Быстро набирающий силу интернет, в отличие от простого распространения печатных изданий (газеты, брошюры) восстанавливает прямое общение людей в так называемой информационно-обменной среде (гостевая, форумы, комментарии и др.). Данная особенность интернета играет большую роль в восприятии «забрасываемого» в сеть материала. Кажущийся с первого взгляда плюрализм в факте свободного (а значит объективно реального) обсуждения, на самом деле ограничивает возможности в саморефлекции и диалоге. Как правило, читатель воспринимает текст вместе с оставленными к нему комментариями. И довольно важная функция в данном случае принадлежит модерации, которая в первую очередь ориентирована на сохранение импульсивности и эмоциональности оставляемых там сообщений.

В этой связи необходимо отметить существенную особенность интернет-ресурсов политизированного национализма: интернет-конференций, ориентированных на оппозиционную, преимущественно не башкирскую (на кого собственно и предназначен сайт, судя по совокупности публикаций и сообщений) часть интернет-пользователей, на подобии национально-региональных (www.bashforum.net/forums, www.tatnet.ru/forums и др.), нет. Как обычно, подобные ресурсы предназначаются для общения пользователей и способствует установлению и поддержанию связей друг с другом.

На сегодняшний день форум (интернет-конференция) является традиционным (в большинстве случаев обязательным) элементом современного сайта. В указанных сайтах основной обмен мнениями происходит в основном в информационно-обменной среде в виде комментирования размещенных на сайте статей и заметок. Данная форма позволяет строго дозировать возможный плюрализм мнений и значительно затрудняет это в форме конференции. Более того, попытки интернет-пользователей популяризовать сам сайт и/или его основные идеи относительно межнациональных отношений на других региональных интренет-форумах не увенчались успехом.

На этом фоне можно выделить еще одну весьма специфичную и логичную особенность: отсутствие в комментариях какой-либо критичности, дискуссии или просто обмена мнениями, кроме как однозначного поддержания или отрицания публикации с дальнейшими обвинениями в адрес той или иной нации. Подобные наблюдения наталкивают на определенные выводы. Некритические подходы в оценке той или иной публикации у большей (сторонников идей публикации и сайта в целом) части участников говорит или о довольно слабой подготовки в вопросах истории и межнациональных отношений, или о довольно немногочисленном составе активных пользователей сайта. Что касается их оппонентов то в ряде последних публикаций количество их комментариев заметно редеет. Очевидно, на этом показателе можем констатировать факт о снижении (возможно временном) интереса к подобным темам и сайту в целом.

В сообщениях зачастую этносу приписываются моральные недостатки, предписываются пороки, интеллектуальная и культурная неполноценность, подчеркивается этическая ущербность нации или этноса – объекта ксенофобии. Иногда подобные «постулаты» подаются через контраст с «правильностью» ценностей субъекта (носителя национализма и ксенофобии) и его этнической и религиозной группы через сопоставление с «ущербными» ценностями, приписанными к объекту ксенофобии.

Так происходят прямые унижения и оскорбления иной этнической, национальной и конфессиональной группы. В основном подобные заявления часто используются в информационно-обменной среде (комментарии к публикациям, гостевая книга). Унизительные и оскорбительные в отношении этнических и религиозных групп высказывания следует трактовать как «разжигание межнациональной розни». Отсутствие модерации в таком случае нельзя определить иначе как пособничество проявлению национализма и ксенофобии.

Из комментариев к статье Д.М. Исхакова Ибн-Фадлан никогда не говорил про Башкортостан и современных башкир (http://www.ufagub.com/news/history/1026/)
Как теперь их величать? Протообезьяны, жрущие вшей? Или просто Жрущие Вшей? Или Вшееды?
24.11.07 в 09:04:38
Это какой то обкурившийся мулла изображает тут попа. Кстати башкирва не люди и не относятся к христианам. ЖГУТ христианские храмы и на башкир же сваливают так что иди сын мой дальше у нас не подают.
25.11.07 в 12:37:02

Из комментариев к статье С. Теплова Особенности национальной политики (http://www.ufagub.com/news/history/894/
Надо чтобы в ж… были башкиры откуда они и родом а не Русские в России.
23.10.07 в 01:56:28

Из комментариев к статье Н. Швецова О чем поведал царский титул (http://www.ufagub.com/news/history/848/
Вы, … русские всегда были смердами и холопами вашего царька. Башкиры никогда не впадали в рабство, как урусня. (не забывайте, что р.н. "русские правители" - на самом деле совсем не русские, а в основном немцы. Россией правили немцы.

Другой частью интернет-ресурсов характеризующие межнациональные отношения являются упоминаемые нами национально-региональные форумы и чаты. Эти ресурсы используются активными интернет-пользователями определенной национальной среды: «Башkорт форумдары» (Башкирские форумы), форум «Татарского исторического общества», форум «Татнет», форум «Башкиры Москвы» и др. национально-региональные интерне-конференции представляют собой довольно сложные организмы интернет-пространства. С определенными закономерностями функционирования в информационном поле. Как правило участники подобных форумов формируют определенное сообщество, объединенное в первую очередь этно-культурной, национальной принадлежностью. Зачастую поддерживается контакт вне пределов сети. Без условно это формирует некую ответственность между форумчанами и интернет сообществом в целом за предоставляемую в сети информацию.

Вопросы, касающиеся межнациональных отношений, как правило, являются одними из популярных. Однако обычно активными участниками обсуждения тех или иных вопросов межнациональных отношений является весьма ограниченный круг пользователей. А учитывая специфику интернет-конференции, в ближайшем будущем без перспективы существенного изменения их количественного показателя (в сторону увеличения или уменьшения). Дело в том, что круг обсуждаемых вопросов, выработанный со времени существования подобных форумов (конец 1990-х – начало 2000 гг.), вполне определен (проблемные вопросы по истории народов, особенностям взаимоотношений между народами, региональная и российская идеология и др.). Поэтому по мере набирания опыта пользователем в общении на темы межнациональных отношений интерес его к ним постепенно угасает. Актуальность тех или иных вопросов межнациональных отношений поддерживается практически за счет появления новых активных интернет-пользователей форума или чата.

http://bashforum.net/forums/index.php?showtopic=5077
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Интернет-Вавилон: уроки настоящего
Интернет-Вавилон: уроки настоящего Накануне знаменательной даты Победы над фашизмом в агентстве «Башинформе» состоялся «круглый стол», где обсуждались вопросы роли и
Кто не спрятался, я не виноват!
5 октября 2010 года на ряде интернет-сайтов с IP-адреса, принадлежащего Ахметханову Артуру Тимерьяновичу, 10.06.1965 года рождения, прописанному по адресу: Уфа, ул.
Возобновлено расследование уголовного дела о преступлениях экстремистской направленности
Следственным управлением Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Республике Башкортостан возобновлено расследование уголовного дела о
Потери семейного бизнеса Лужковых
Потери семейного бизнеса Лужковых
Потери семейного бизнеса Лужковых
06.04.09 Идеология и Политика
АФК «Система» Владимира Евтушенкова может потерять контроль над девелоперским бизнесом - «Системой-Галс». Причина – долги. Банк ВТБ, в залоге у которого находится более
Медведев и СМИ
Медведев и СМИ
Медведев и СМИ
05.04.09 Идеология и Политика
В своем послании Федеральному собранию от 5 ноября 2008 г. Д. Медведев говорил о свободе слова. В его понимании это означает развитие интернета и цифрового телевидения.
Бесплатно модули и шаблоны DLE Веб-шаблоны премиум класса