Проблема этнической  и языковой идентичности северо-западных башкир
13.04.2009 6 810 16 root

Проблема этнической и языковой идентичности северо-западных башкир

Культура
В закладки

Вопрос об этнической ситуации сложившейся на северо-западе  Башкортостана продолжает оставаться актуальным и дискуссионным. До сих пор между учеными ведутся споры главным образом относительно того, как классифицировать язык населения северо-западного региона - как диалект башкирского или татарского языка, а также об этнической идентификации этого населения. Дело усложняется тем, что эти вопросы значительно политизированы и вызывают болезненную реакцию у татарской и башкирской интеллигенции. Трудно определяемые этнические явления это результат сложных миграционных и исторических процессов, проходивших на этой территории.

До революции 1917 г. северо-западные районы республики входили в состав Уфимской губернии (Белебеевский, Бирский, Мензелинский уезды). Этнический состав населения этих уездов был пестрым, поскольку шел интенсивный приток мигрантов. Кроме башкирского населения, к середине ХIХ века на этой территории появились татароязычные мигранты и мишари. Так же проживали еще и тептяри, которые, как и башкиры, были наделены сословными особенностями. Этнический состав тептярей был разнородным, поскольку в него входило множество народов Поволжья, в том числе и нетюркского происхождения – удмурты и марийцы. К концу ХIХ века сословные привилегии были упразднены, а все этнические группы уравняли в правах.

После Гражданской войны в 1922 г. в процессе национально-государственного строительства в состав “Малой Башкирии” были введены территории Уфимской губернии, где проживала значительная часть башкирского населения. По данным переписи 1920 г. только в трех уездах Уфимской губернии (Белебеевском, Уфимском и Бирском), вошедших в состав “Малой Башкирии”, проживало 524,3 тыс. башкир, в то время как в самой Башкирской республике коренных жителей насчитывалось 372 тыс. человек. Мензелинский уезд, где также находилось значительное число башкирского населения, был передан Татарской АССР. В последующем в тех частях Уфимской губернии, которые оказались после революции  в составе ТАССР, численность башкир с 123000 тыс. в 1897г. упала до нуля в 1926 г. Иными словами, они растворились в татарском этносе. Таким образом, северо-западная часть Башкортостана, изначально формировалась как территория  с многонациональным составом, у значительной части населения которого этническое самосознание могло не совпадать с этнонимом, а смена этнонима могла произойти под воздействием внешних причин. Исходя из этого, утверждения о том, что все население северо-западных районов Приуралья является татарским, или наоборот, только башкирским, не выдерживает никакой критики.

Национальный состав населения Башкортостана в советский период, в целом был относительно устойчивым и  коренным образом не менялся. Изменения этничности происходили главным образом на северо-западе республики. В этих районах БАССР этнические процессы проходили крайне неоднозначно и породили такой феномен как “татароязычные” башкиры.

Впервые “татароязычных” башкир выявила перепись 1926 г.,  которая в графу переписи ввела раздельно национальность и родной язык. Перепись показала, что если в 1897 г. 89% населения северо-западного региона считала родным башкирский язык, то в 1926 г. 94% населения этих районов признало таковым татарский. В тоже время северо-западные башкиры, несмотря на то, что уже с 1926 г. считали татарский родным языком, в последующем все же продолжали идентифицировать себя с материнским этносом. Чем же было обусловлено несовпадение этнической и языковой идентичностей?

На наш взгляд, главная причина кроется в ошибочной языковой политики проводимой государственными органами советской Башкирии по отношению северо-западным башкирам.

Как известно, после образования в 1919 г. Башкирской автономии начался процесс национально-культурного строительства, в ходе которой встал вопрос о создании башкирского литературного языка. Среди политического руководства республики и ученых развернулась дискуссия по этой проблеме. В итоге, исходя из стремления создания самобытной высокой башкирской культуры, было принято оптимальное историческое решение создать литературный язык на основе восточного и южного диалектов. Предложение создать язык на основе трех диалектов как это предлагала часть ученых, было рассмотрено, но разумно отклонено, так как северо-западный диалект башкирского языка, территориально используемый в зоне пограничья, был подвержен влиянию татарского языка. Новый литературный язык был введен в 1923 г. и стал языком официальной, деловой и культурной жизни республики.

Однако в дальнейшем в результате неправильной языковой политики произошло искусственное отделение северо-западных башкир. Грубые ошибки пропагандисткой машины, не сумевшей простым и понятным языком объяснить населению этих районов принадлежность северо-западного диалекта к башкирскому языку привели к тому, что северо-западные башкиры, видя как их диалект отличается от литературного башкирского, стали считать свой язык татарским, сохраняя при этом башкирскую идентичность. В результате этого появилось несколько поколений с деформированным этническим сознанием, когда человек осознавая себя башкиром, считал при этом, что он говорит на татарском языке. Именно искусственно порожденный комплекс обусловил резкое сокращение численности “татароязычных” башкир к 1989г. с последующим переходом их в татарский этнос. После 1926г., переписи 1939,1959,1979 и 1989гг. показывали постоянное сокращение численности “татароязычных” башкир с 46%  в 1926г. до 20,7% в 1989г.

Большинство татарских ученых лингвистов не признает наличие северо-западного диалекта в башкирском языке, определяя “место говоров тюркского населения Западной Башкирии в системе татарских диалектов”. Не углубляясь в этот сложный и политизированный вопрос, отметим, однако, как в таком случае объяснить наличие в этих районах групп людей достаточно четко идентифицирующих себя с башкирским этносом при всех переписях начиная с 1920 г.? Основной упор в этой дискуссии делается на то, что существовавшая при царизме сословная система поощряла нерусское население записываться башкирами. Отсюда утверждение, что при обозначении “башкирами” татар уральского региона  этот этноним применялся как сословный термин. Но революция 1917 г. ликвидировавшая сословные привилегии должна была в таком случае привести к полной самоидентификации населения северо-западного региона с татарским этносом. Почему же этого не произошло? Так, доля башкир в Уфимской губернии снизилась с 41 % в 1897 г. до 30 % по данным проведенной после революции переписи 1920 г. Таким образом, говоря современным языком “паспортных” башкир оказалось лишь 11 %. При этом в основном это были т.н. “новобашкиры” -  мишари и тептяри.

Конечно, нельзя отрицать влияние этого фактора, но при этнической самоидентификации сословный термин не мог стать доминирующим, поскольку решающими факторами при этом становятся укорененные в подсознании архетипы коллективного бессознательного и историческая память, защитным полем для которых является традиция. Как убедительно доказал выдающийся этнолог и историк Л.Н. Гумилев, даже субэтнические  группы, при всей самобытности и несхожести, все равно входят в систему основного этноса. А в нашем случае, речь идет не о субэтнической группе, а о части этноса, т.е. северо-западных башкирах исторически проживавших на данной территории.

Л.Н. Гумилев также напоминал, что единство языка не является фактором приводящим к этническому единству. Так как “много двуязычных и триязычных этносов и, наоборот, разных этносов говорящих на одном языке”. По его мнению, лишь в отдельных случаях язык может служить индикатором этнической общности, но все же он не является ее причиной. Иными словами даже если правы казанские ученые, утверждая, что северо-западные башкиры говорят на диалекте татарского языка, из этого вовсе не следует, что они стали татарами. При несовпадении языка и национальности, определяющим становится все-таки национальность, а не язык. И поэтому преувеличивать значение языка не следует.

К сожалению, современные российские научные подходы на этнические процессы продолжают основываются на идеях советской этнографии, выросшей из жесткой сталинской схемы “один народ - один язык”. Однако время показало несостоятельность примордиалисткого подхода. Этнос это не стабильная и застывшая данность, а изменяющийся и динамичный процесс. Соответственно возможно и конструирование, а точнее собирание этноса. На наш взгляд, на данный момент для этого существуют и объективные условия - переход к эпохе постмодерна, с продолжающимся разрушением традиционного общества. И поэтому очевидно, что для консолидации любого народа необходимым и актуальным на сегодняшний день становиться конструирование этноса на основе этнического самосознания без обязательной соответствующей языковой идентичности. Необходимо считаться с реальностью и перестать делить народ на башкироязычных, “татароязычных” и увеличивающихся русскоязычных башкир.

Проблема этнической и языковой идентичности северо-западных башкир в первую очередь указывает на неоднозначные и сложные  процессы ассимиляции на пограничных территориях. Несмотря на то, что это в какой-то мере степени естественно, эти процессы еще не  приобрели необратимый характер. Исходя из этого, необходимы крайне взвешенные и конструктивные подходы к решению данных проблем. Редуцирование проблем в этой сфере до политизированных утверждений о “башкиризации” татар или наоборот “татаризации” башкир, может лишь, не снимая вопросы, перевести дело в сферу межэтнических конфликтов.

 

Буранчин А.М.

Комментарии (16)
Добавить комментарий
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Кэт
#1 Кэт Гости 14 апреля 2009 18:53
И поэтому очевидно, что для консолидации любого народа необходимым и актуальным на сегодняшний день становиться конструирование этноса на основе этнического самосознания без обязательной соответствующей языковой идентичности.

Даже я согласна. Только согласитесь, если нет общего языка, то мотивов консолидироваться на порядок меньше. Значит, оставшиеся мотивы должны быть ещё сильнее.
А теперь, как в "Золушке" - а что вы, собственно, можете предъявить?
Татары могут предложить участие - иллюзию участия - пребывания во второй по величине в России нации. А вы?
1. Салавата Юлаева
2. Мустая Карима (хотя он татарин, да и звезда не той величины
3. танцы-песни
Хватит ли этого? Народ на северо-западе ужасно раздражен:
1. переписью
2. преподаванием компонента.
Заметьте, я не утверждаю, что раздражен справедливо, но ведь раздражен же. И чем вы пвтаетесь это разражение снять?

А вообще-то статья нормальная. Уж получше тайных ядов, зеркал, снопов, искр, страшных слёз от ночных гроз и линялого балагана - хотя, может, с музыкой это и недурственно.
yoma
#2 yoma Гости 15 апреля 2009 00:02
У каждого народ есть свой архетип. Действительно архетип у татар довольно устойчивый. У башкир но был не столь расскручен. Да еще маргинальная оппозиция его постоянно расскачивает. На башкирский национальный образ из под удара можно и нужно. Благо мобилизационный потенциал у народа есть, вот только когда и в каких формах.
А некоторая часть народа северо-запад была раздраженна и до переписи и до компонента. Да и то не большинство. Да как-то и не обращали на них внимание. Мало что от этого зависит. Это зажиточные районы. У них двойное самосознание. Им нужен яркий образ.
Кэт
#3 Кэт Гости 15 апреля 2009 04:39
Какая же она могучая, еэта маргинальная оппозиция, если архетипы раскачивает. Уж не в архетипе ли дело? Попробуйте-ка французский пархетип раскачать - никакие маргиналы не справятся.
Так вот, яркий образ - это кто, Салават? Или что-то посвежее найдётся? Шварцнегер там или Че?
Гирей
#4 Гирей Гости 15 апреля 2009 12:07
Она не могучая. Эта ее атака по сути отбита. Но это не означает, что за такие атаки по голове давать не надо, и не надо разъяснять их суть и смысл - разъяснять, что это крысиное "расшатывание" - дело врагов народа. Зачем французский? Я не владею настолько французским материалом. Давайте поближе: вот русский. Рвутся на глазах практически все его главные архетипы - соборность, жертвенность, мессианизм, сплоченность, патриотизм, традиционные ценности и т.д. и т.п. Нет нац.героев, которые 20 лет не оплевывают. Мазохисткая русофобия самих русских, отчаяние думающих людей, бездумность недумающих - нет, это же страшное что-то! И что, все, кто это делали и делают, заслуживают чего-то хорошего?
Шварценегер - архетип? Ну, что ж, живите по такому архетипу, уважаемая, и будет Вам счастье. Я уже отвечал вам на аналогичный совершенно вопрос: о героях, правда, а не архетипах (Вы их путаете сейчас) - их у башкир очень много, Салават даже в рамках пугачевщины был лишь одним из 50-80. А уж за 200 лет войн накопилось: Алдар батыр Исекеев, Кусюм батыр Тюлекеев, Сары Мерген, Гаур Улекей, Сеит Садиир, Исмагил мулла, Султан Мурат, Хаджи Султан, Бэпэ мулла Торопбирде, Юсуп батыр Арыков, хан Карасакал... ну много, весьма. Они являются очень даже ЯРКИМИ отнюдь не только для башкир - настолько, что казанский журналист В.Имамов пытался их аляповато приватизировать путем поразительного плагиата с книги проф. И.Г.Акманова (только везде слово "башкиры" менял на "мусульмане", а потом "татаро-башкиры" - типа все равно один народ).
А если Вы имеете ввиду всесоюзную известность (известность и архетип, и герой народа - три совершенно разные вещи), то покажите мне у еще одного полуторамиллионного (или даже пятимиллионного) народа России фигуру более известную, чем Салават. Кстати, для эрудиции: башкиры обычно более ценят Шайхзаду Бабича и Рами Гарипова, чем Мустая Карима. Да и известность/неизвесность их героев башкир не особо печалит - дети без различия наций скоро перестанут узнавать, кто был Ленин или Лермонтов, вот что печально.
Кэт
#5 Кэт Гости 15 апреля 2009 17:28
Узнаю доброго старину Гирея!
Ваши передёргивания начинают умилять, хоть какая-то стабильность.
Шварц не был назван мною архетипом - архетип упоминался в предыдущем абзаце. Шварц был в абзаце , где яркий образ. Опять Вы путаете и людей путаете.
Итак, предыдущий оратор сказал, что для решения проблемы этнической и языковой идентичности северо-западных башкир нужен яркий образ. Я в свою очередь спросила, будет ли это СЮ или современный образ. А вы опять за старое... И ответа опять нет: для северо-западных башкир - именно для них - какой образ - архетип в другой фразе был - образ какой яркий? А современный образ? (от слова секс-символ Вы в обморок упадёте). Вот например для руских девочек конца 80х начала 90х это был Юра Шатунов, для молодежи в целом недавно ещё был Бодров - дпльше Вы зевать начнёте. А сегодня кто для северо-запада?
Про архетип - значит, маргиналам архетип не раскачать - оч хорошо, а то предыдущий оратор выражал тревогу по этому поводу, а я позволила себе в этом усомниться.
Значит, северо-запад Р.Гариповым увлекать будете? А тех, кто по башкирски уже не говорит?
Гирей, да не беспокойтесь Вы так за русских. Не переживайте. Всё ещё будет хорошо. wink
Гирей
#6 Гирей Гости 15 апреля 2009 21:49
А, ну раз все будет хорошо, то не беспокоюсь. Собираться будут на Юре Шатунове. И Тимати, очевидно. Ок. Хотя архетипами такие вещи все равно не называются, ну да Бог с ними - Вы же исправились, говорите - образы. А про северо-западных я Вам не только сказал, но даже лит-ру привел, именно жанра борьбы за образы: герои башкирских восстаний для них - такой креатив, что даже разоблаченный-переразоблаченный Имамов упрямо вывешивается на всех татарских сайтах, посвященных татарам и "башкиро-татарам" РБ. Про современные же образы - это отдельный вопрос.
Кэт
#7 Кэт Гости 16 апреля 2009 00:24
Гирей упорствует привычно.
Гирей, приведите цитатку, где это я Юру Шатунову архетипом назвала? Или Вы считаете, что если в соседнем предложении это слово мелькнуло, то оно уже ко всему посту относится?
Исправляться мне нечего, у меня пост#3 на виду у всех висит, и образ там в другом абзаце, нежели архетип.
О, сейчс Вы меня буквоедкой назовёте. Ну, называйте, только цитату сначала приведите.
А насчет современного образа - если это отдельный вопрос, то удостойте отдельным ответом.
Кстати, для сексимвола девочек конца 80-х начала 90-х Юра вполне подходил. Но башкирский народ особый у него такого ужоса быть не может, конечно. По Тимати - вам видней, а я даже не догадваюсь, что бы это быть могло. Собираться на Юре - ну и фантазии у Вас, однако...
Гирей
#8 Гирей Гости 16 апреля 2009 01:32
Так я и заметил, что Вы исправились, сказали - образы. Но зачем они нужны, эти образы? Из контекста статьи и обсуждения (ведь статью же обсуждаем?) ясно - речь идет об архетипических образах, символах (в т.ч. и секс-символах, видимо - по Вашим словам; эк Вас куда потянуло; в обморок-то мне зачем падать? - я ж не девочка, считающая таковым Шатунова?). Вообще-то в нормальном общесте "секс-символом" должен быть образ порядочного мужа - добытчика и защитника, и верной жены, а не масковых лаев.
Но к теме. Эти образы нужны для постоянной "пересборки" народа, чтоб не распался, так? Так вот, сравните: кто-то собирается собираться на образах имама Шамиля или Алдара да Салавата, а кто-то - Юры Шатунова. И какой вариант предпочтительней? Кто потом жизнеспособнее? В том то и проблема, что нужные образы у башкир недостаточно раскручены, неверно. Посмотрите, как выглядят воспитанные на имаме Шамиле в сравнении с воспитанными на Шатунове (в том числе башкирами и татарами, увы) - ведь последние из армии разбегаются при появлении первых. Воспитанные на настоящих образах - не разбегаются. Да, у башкир другой менталитет, чем у кавказцев - так у нас и образы другие, и трактуются несколько по другому. Статья о том, по моему, что этим надо заниматься, в информационную эпоху живем. А никто почти не занимается. Отсюда и проблемы.
З.Ы. Кстати, свои эстрадники и т.п. у башкир тоже есть, это не проблема. Проблема в том, что во всей России стоящих современных образов не видно, не только у башкир.
Буратино
#9 Буратино Гости 16 апреля 2009 23:09
Гирею.
" Кстати, свои эстрадники и т.п. у башкир тоже есть, это не проблема."
Действительно, не проблема. Берем из деревни любых кызлар хэм егеттер, запускаем по лимиту в училище или сразу в институт искусств на факультет курая. Потом сразу - городскую филармонию. Через 3-4 года- готовый заслуженный артист. И имя им - легион.
Кстати, кто это-Шатунов? Артист? Не слышал. Я всегда восторгался Вашей эрудицией. Но я тоже ого-го-го. Изучаю романо-германскую азбуку. Буковки какие внизу смешные.
Гирей
#10 Гирей Гости 17 апреля 2009 08:04
БуратиноЧерез 3-4 года- готовый заслуженный артист. И имя им - легион.,Бывает и такое, как и везде - кроме мастеров, всегда есть балласт. Хотя Вам лучше судить, рад видеть специалиста по кураю. А про Шатунова - это к Кэт. Секс-символ, говорит, для девочек. И комплименты по эрудиции - тоже к ней, я не заслужил.
русская
#11 русская Гости 22 апреля 2009 08:21
Один комп на двоих, поэтому я - Кэт.
Гирей, вы не только глухой, но и слепой?
Просто "девочки" и девочки "80-90х годов" - две большие разницы.
Гирей
#12 Гирей Гости 22 апреля 2009 21:57
Я не осведомлен о Вашем возрасте, Кэт. Потому не знал, что для Вас это такая болезненная разница. Для меня в контексте вышеприведенного суждения - никакой. Комп на двоих - это мило. Две женщины ночью за компом - страшная сила smile . О том что блондинка, это да, осведомили, но опять же на слово верю. По постам не всегда, бывают здравые. О разнице - это Вы Буратино объясните, мне неинтересно, он про этот образ не слышал, разъясняйте.
Кэт
#13 Кэт Гости 23 апреля 2009 13:15
Не время для колкостей, Гирей.
Всё может измениться за 1 день.Для меня уже изменилось
RhivaFalia
#14 RhivaFalia Гости 30 апреля 2009 10:48
Приветствую. Собираюсь вот отдохнуть зарубеж. Поведайте, пожалуйста, как вы руководите вашим блогом, когда находитесь в разъездах?
Тот самый
#15 Тот самый Гости 30 июня 2009 11:23
Изменения этничности происходили главным образом на северо-западе республики.

Сей коленкор, премудрый Юлдашбаев А.М. называет сообщающимися сосудами. Ну, навроде, туды мол и сюды слив, перелив, причем с некиим премудрым выравниванием.
Нет однако, никак не так премудро, а очень даже препросто. В физике сообщающихся сосудов всё элементарно просто, можно даже сказать почти по родственному. Содержимое ни одного сосуда ни чего ни как противу содержимого другого сосуда не имеет. Так ведь и между двумя родственными нашими народами, башкирами и татарами именно так. Но "физиков" в Башкортостане премного развелось, очень желающих подергать эти сосуды.
Ну, а Ю.А.Мы. и другие таковые, ну хотя бы например известный, но поменьший рангом, а по тутошнему Гирей, почти законы под такую "физику" пытаются мастырить. Вот и автор приведенной статьи дает, или констатирует установку.
И поэтому очевидно, что для консолидации любого народа необходимым и актуальным на сегодняшний день становиться конструирование этноса

Лично с моих наблюдений, это уже одназначно констатация, процесс башкиризации в РБ обширный и устойчивый. И что интересно, этим увлеклись многие. И иногда даже не важно, что уровень образованости увлекающихся может быть на уровне ПТУ или средней школы. Ну почти, как "комсомольский" почин это всё, ну и с неким "ленинским" призывом к этому.
Ну, Вы Гирей, думаю не в "комсомольцах", пусть не в "ленинах", но всё же берём выше. Это, я не столь по даной только теме, приходилось уже встречать Ваши усердства на поприще разных "физических" изысканий.
Гирей
#16 Гирей Гости 9 июля 2009 02:34
Тот самый,
Ну выражайтесь же яснее, уважаемый! Здесь не тат. и баш.форумы, где народ уже привык к Вашей манере общения, люди не поймут. По сути доводы кладите. "Конструирование этноса" - эта метафора, наиболее активно и без всякого зазрения применявшаяся раньше и чаще именно татаристами. Да, они усиленно конструируют татарский этнос, Р.Хакимов даже возмечтал включить в него все тюркские этносы СНГ. Или они, по Вашему, и так в него "естественно" включенные? И казахи - татары, и ногаи, про башкир не говоря? Так что процесс татаризации куда обширней и устойчивей, и разница в том, что распространяется не только на РТ, но и РБ и все на что силенок хватит. Я бы "башкиризаторов" не оправдывал. Но пока в РБ никто не додумался до проектов типа "помойных сайтов". А без татаристов, от которых даже на тат.нац.форумах для виду отрекаются, они были бы на порядок слабее. Сто раз обсуждали эту тему, сто раз оппонентам приходилось замолкать или переводить на другое, неужели еще хочется?
Башкиры: что может рассказать Y-хромосома о происхождении кланов?
Башкиры: что может рассказать Y-хромосома о происхождении кланов? Коллектив генетиков и историков изучил генофонды пяти родовых объединений (кланов) северо-восточных
Депрессивные территории: о положении дел в Зауралье и северо-восточных районах РБ
Депрессивные территории: о положении дел в Зауралье и северо-восточных районах РБ Одной из острых проблем требующих скорейшего решения является выход из тяжелой
К вопросу об  этнической идентичности западных башкир
К вопросу об этнической идентичности западных башкир Для некоторой части татарской интеллигенции «больным местом» стали результаты Всероссийской переписи населения
Д.ГОРЕНБУРГ О МЕХАНИЗМЕ СМЕНЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ У ТАТАР И БАШКИР БАШКОРТОСТАНА
Проблема регулярной и массовой смены этнической идентичности с башкирской на татарскую и обратно, с татарской на башкирскую по результатам переписей населения в течении
Перепись 2010 г.: еще раз к вопросу о северо-западных башкирах
В связи с приближением Всероссийской переписи 2010 г., определенные политические силы в Республике Башкортостан вновь пытаются политизировать  столь важное для страны
Бесплатно модули и шаблоны DLE Веб-шаблоны премиум класса